ДУТЫЕ МАЛЫШИ
В сегодняшнем обзоре – четыре компактвэна: Honda Stream, Mazda Premacy, Mitsubishi Space Star и Opel Zafira. Наиболее распространенные – Space Star и Zafira, чуть менее – Premacy, а вот Stream встречается реже.

Mazda Premacy 1999–2004 гг. в. от $ 9 000 до $ 15 000

Honda Stream 2000–2006 гг. в. от $ 12 000 до $ 18 000

Opel Zafira 1999–2005 гг. в. от $ 9 500 до $ 17 000

Mitsubishi Space Star 1998–2003 гг. в. от $ 7 000 до $ 13 000
Отличительные особенности этих компактвэнов нужно знать, чтобы сделать правильный выбор при покупке автомобиля. Но еще важнее разобраться в степени надежности данных машин.
Для покупки нужно располагать суммой от $ 7 тыс. (столько стоят самые старые Space Star 1999 г.в.) до $ 10,5 тыс. (так оценивают Stream 2001 г.в.). Если же сравнить машины одинаковых годов выпуска, то выяснится, что самая дорогая модель – опять-таки Stream. Zafira немного дешевле, а Premacy стоит в среднем на $ 1,5 тыс. меньше, чем Honda. Наиболее доступная модель – Space Star (дешевле Stream на $ 2-3 тыс.).
Конструктивно многие компактвэны построены на платформе моделей С-класса, от которых они позаимствовали большинство узлов и агрегатов. Не являются исключением и участники нашего обзора. Так, Stream создан на базе Honda Civic, Premacy – Mazda 323, Space Star – Mitsubishi Carisma, а Zafira – Opel Astra. Большинство моделей для увеличения свободного пространства салона строились на удлиненной базе «доноров», а конструкторы Space Star, в отличие от конкурентов, создали более компактную модель на укороченной базе Carisma. Такие машины удобно эксплуатировать как в городе, так и в сельской местности, где компактвэны являются автомобилями на все случаи жизни.
Кто больше
Stream и Zafira способны принять на борт семерых человек. В них в багажном отсеке установлен еще один ряд. В Stream это цельный диван для двоих, а в Zafira – раздельные кресла, которые прячутся в пол. Stream бывает еще и 6-местным – второй ряд представляет собой два отдельных кресла, разделенных посредине боксом с подлокотником.
По посадке более удобный третий ряд у Zafira – сиденья установлены немного выше, чем у Stream, но по комфорту Honda опережает конкурента – запас места для ног пассажиров «галерки», как, впрочем, и второго ряда кресел, у нее больше, а уютную атмосферу пассажирам здесь создают отдельные дефлекторы системы вентиляции и обогрева салона.
А вот Premacy и Space Star – 5-местные компактвэны, «запасных» мест в багажнике у них нет. Из-за меньших размеров модель Mitsubishi получилась наименее вместительной, хотя благодаря сдвижной конструкции задних сидений на них смогут устроиться даже высокие пассажиры. Premacy – единственная модель в нашем тесте со съемными задними креслами. И если их убрать из салона, то максимальный объем багажника у нее получится наибольший – 2745 л! Для перевозки длинномеров все Premacy оснащены передним пассажирским сиденьем с отбрасывающейся вперед по ходу движения спинкой. А вот у Zafira такое кресло устанавливалось только в качестве опции. Еще одна фишка Premacy: благодаря «хитрой» конструкции крепления заднего дивана она может быть 4-местной – среднее кресло убирается, а остальные два переставляются ближе к центру.

Угол и расположение А-образных передних стоек в Premacy удачнее, чем в Zafira и Stream, благодаря чему они ограничивают видимость меньше. Все задние сиденья Premacy – съемные

Важная особенность Stream – рычаг КП вынесен на центральную консоль, и благодаря ровному полу при необходимости перебраться с передних сидений на задние можно, не покидая салона

Основное замечание к обзорности Zafira – такое же, как и у Stream: массивные передние А-образные стойки ограничивают видимость при боковых маневрах. У Zafira три ряда несъемных сидений

В отличие от остальных компактвэнов, у Space Star нет А-образных стоек, поэтому обзорность вперед у него наилучшая, а хорошей видимости назад мешает средний подголовник заднего сиденья
Перед покупкой
К коррозионной стойкости участников обзора замечаний практически нет. Разве что в старых Space Star ржавчину можно обнаружить на задних арках, которые нередко повреждаются из-за установки шин размерностью, не предусмотренной заводом. А вот у Zafira ржавеет крепежный болт запаски, подвешенной снаружи под полом багажника.
В Space Star при активном использовании этой модели продавливается поверхность переднего подлокотника. Проем задней двери в ногах небольшой, из-за чего протирается обшивка средней стойки и углы подушки заднего сиденья. Нередко создают проблемы стеклоподъемники. Шумоизоляция задних колесных арок слабая, что, впрочем, характерно и для Premacy. А вот у Zafira траектория складывания кресел третьего ряда не совсем удачная – сначала они едут подголовниками по полу, а затем ложатся на него выпуклыми боковыми краями спинок, из-за чего обивка нередко пачкается о грязный пол. Шторка в багажнике при частом использовании сидений становится лишним элементом.

Mazda Premacy

Honda Stream

Opel Zafira

Mitsubishi Space Star
У Stream и Zafira есть 3-й ряд, их грузоподъемность наибольшая. Если сложить 3-й ряд, то их грузовой отсек получится больше, чем у Premacy и Space Star. Но наибольший максимальный объем багажника у Premacy – только у нее задние сиденья съемные
Чего боятся моторы
Самой разнообразной линейкой силовых агрегатов отличается Zafira, самый скудный выбор моторов – у модели Stream (см. табл.). Как показал отечественный опыт эксплуатации, меньше всего хлопот доставляют двигатели Premacy – по утверждению специалистов, в них не выявлено каких-либо характерных проблем.
Большинство неисправностей в агрегатах остальных участников обзора возникает из-за применения некачественного топлива. Так, в 2,0-литровом моторе Stream при этом образуется нагар на свечах, в результате чего в их работе возникают перебои. В таком случае блок управления двигателя отключает неисправную свечу, что проявляется в рывках при наборе скорости. Такая же проблема характерна и для агрегата 1,6 л Space Star. 1,8-литровый GDI модели Mitsubishi, который встречается намного реже 1,6-литрового, требователен к чистоте топлива – механические включения выводят из строя топливный насос высокого давления. Во всех бензиновых моторах Space Star, выпущенных после 2001 года, фильтр тонкой очистки топлива выполнен одним узлом вместе с насосом, и «левый» бензин способствует ускоренному выходу из строя узла. А вот в агрегатах Zafira из-за образования нагара на свечах возрастает нагрузка на электронный модуль зажигания, что нередко приводит к выходу его из строя. Его может угробить также несвоевременная замена свечей зажигания. При использовании низкооктанового топлива в двигателях Zafira перегревается выпускной коллектор, в результате чего он деформируется и появляются трещины, а в 1,6-литровом моторе еще и образуется нагар на клапанах.
Кроме вышеперечисленных неприятностей, силовым агрегатам данных автомобилей присущи и другие проблемы. Так, слабое место мотора Stream – передний сальник коленвала, который может потерять герметичность к 70 тыс. км. Не отличается особой долговечностью и натяжитель ремня навесного оборудования – в среднем служит 40 тыс. км. В бензиновых и дизельных двигателях Zafira отмечены выходы из строя клапанов рециркуляции отработавших газов. Но больше всего неисправностей отмечено в тех моторах Space Star, которые, к счастью, встречаются на этой модели нечасто. Так, двигатель 1,3 л не любит повышенных нагрузок – отмечены поломки компрессионных колец. Случались пробои свечных наконечников. Не очень надежен трамблер, выполненный вместе с катушкой зажигания. На машинах с редко встречающимся мотором 1,8 л GDI первых лет выпуска отказывал блок управления системой «Джидай». Гидрокомпенсаторы двигателей 1,8 л GDI могут застучать уже к 80 тыс. км. После 150–200 тыс. км агрегаты Space Star объемом 1,6 л и 1,8 л требуют замены сальников клапанов.
«Автомат» или «механика»
Все компактвэны имеют привод на переднюю ось и оснащались МКП и АКП. «Автоматы» Stream и Space Star – с возможностью ручного переключения передач, а вот у Premacy и Zafira классические автоматические коробки передач.
Самые надежные агрегаты у Stream. А вот у Premacy проблемы могут возникнуть, если авто эксплуатировалось редко – в таком случае в МКП отмечено появление ржавчины на тягах механизма привода переключения, из-за чего они подклинивают. В «механике» Zafira после 100 тыс. км могут выйти из строя втулка и палец кулисы переключения передач, потерять герметичность сальники полуосей. Опелевский «автомат» неплохо отрабатывает свою функцию, но его избегают из-за повышенного расхода топлива в городском режиме. А вот за городом мотор с автоматической трансмиссией абсолютно не прожорлив.
Куда серьезнее неприятности грозят владельцам Space Star с МКП, позаимствованной у Renault. В ней нередко подтекает масло из-под сальника вала кулисы переключения передач, а для его замены необходимо демонтировать агрегат. Может поломаться стопорное кольцо шестерни 5-й передачи, а также изнашиваются втулки тяг переключения передач.
По нашим дорогам...
Наиболее надежной на наших дорогах зарекомендовала себя ходовая Stream. Так, в передней подвеске передний сайлент-блок рычага выхаживает около 120 тыс. км, а вот остальные расходники передней и задней подвесок способны продержаться до 200 тыс. км. Чаще приходится менять лишь втулки стабилизатора: переднего – через 60 тыс. км, а заднего – спустя 80 тыс. км. А вот стойки держатся еще дольше.
Ходовая остальных участников обзора служит около 100 тыс. км, а стойки стабилизаторов – 50–60 тыс. км. Втулки стабилизаторов чаще (спустя 30–40 тыс. км) меняют у Zafira. Слабое место задней подвески Space Star – недолговечные амортизаторы.
Наиболее доступная в обслуживании ходовая Zafira – почти все расходники меняются отдельно. Исключение – подшипники, которые поставляются вместе со ступицами, хотя, как правило, служат они долго. У Stream «резинки» задних продольных рычагов и верхних поперечных поставляются только в сборе. Вместе со ступицами предлагаются и подшипники задних колес. У Premacy шаровые опоры идут вместе с рычагами, в комплекте с «резинками» предлагаются тяги задней подвески, а задние подшипники – вместе со ступицами. Передние рычаги Space Star поставляются вместе с шаровыми и сайлент-блоками, а несколько рычагов задней подвески – также вместе с «резинками». Правда, некоторые неоригинальные детали у вышеперечисленных моделей можно подыскать отдельно, хотя такая экономия отрицательно скажется на ресурсе ходовой.




Фирменные проблемы
Тормозные системы каждой модели отличаются своими «косяками». У Stream при использовании оригинальных передних колодок недолго служат тормозные диски – около 60 тыс. км. Специалисты рекомендуют применять колодки от Honda Legend, снятой с производства в 2004 году, – они более щадящие к дискам. У Premacy после пробега в 200 тыс. км возможны проблемы с механизмом стояночного тормоза, а у Zafira переламывается электропровод датчика ABS (чаще всего – на левой передней ступице), что приводит к отказу этой системы. Тормозная система Space Star имеет очень чувствительные настройки – на асфальте колеса рано блокируются, и срабатывает ABS.
Претензии к рулевому управлению можно предъявить лишь в Zafira. Хотя они, как правило, возникают лишь при больших пробегах – за 200 тыс. км. Разбивается втулка рулевого механизма, что проявляется стуком при проезде неровностей, а также не исключена течь сальников рейки. У рулевого Space Star неприятность менее серьезная – рейка может издавать неприятный скрип при вращении «баранки», исходящий от сальника рулевого вала. В таком случае нужно смазать проблемное место либо заменить старый сальник.
Mazda Premacy Рейтинг 1
Плюсы
Самый большой максимальный объем багажника.
Складывающееся переднее пассажирское кресло.
Минусы
Посредственная шумоизоляция задних арок.
Со временем ржавеют и подклинивают тяги механизма переключения передач (МКП).
Дорогостоящее обслуживание ходовой.
При больших пробегах возможны проблемы с механизмом «ручника».
Резюме
Лидер обзора – Mazda Premacy. Благодаря проверенной конструкции, высокой надежности узлов и агрегатов, а также хорошей функциональности эта модель набрала наибольшее количество итоговых баллов – 81. При этом она не сможет перевезти семерых пассажиров, а ее владельцу желательно иметь гараж, чтобы складывать там убранные из салона сиденья.
Honda Stream. Рейтинг 2
Плюсы
Самый просторный салон.
Большие пассажировместимость и грузоподъемность.
Минусы
Двигатели чувствительны к качеству топлива.
Течь переднего сальника коленвала.
Недолговечный натяжитель ремня навесного оборудования.
Высокая стоимость обслуживания подвески.
Оригинальные колодки быстро изнашивают передние тормозные диски.
Резюме
Второе место заняла Honda Stream – 78 баллов, проиграв лидеру главным образом из-за малого выбора двигателей, их требовательности к качеству топлива и меньшей надежности. Зато у нее есть такие важные преимущества, как самый просторный и комфортабельный салон, большая пассажировместимость и самая долговечная подвеска.
Opel Zafira. Рейтинг 3
Плюсы
Большая грузоподъемность.
Наибольший багажник при 5-местной трансформации.
Большой выбор двигателей.
Минусы
Ржавеет крепеж запаски.
Передние стойки перекрывают видимость.
Моторы требовательны к качеству топлива.
Поломка клапанов рециркуляции газов.
При больших пробегах возможны проблемы с рулевым и МКП.
Переламывается провод датчика ABS.
Резюме
Третье место (76 баллов) у Opel Zafira. Более высокие позиции ей не удалось занять из-за меньшей надежности, чем у Stream и Premacy. При этом она может перевезти семь пассажиров, ее багажник и грузоподъемность – одни из наибольших, а стоимость обслуживания и запчастей – самая доступная.
Mitsubishi Space Star. Рейтинг 4
Плюсы
Доступная стоимость.
Компактные размеры.
Сдвижная конструкция задних сидений позволяет увеличивать место для ног пассажиров или багажа.
Минусы
Наименьшие багажник и грузоподъемность.
Слабая шумоизоляция задних колесных арок.
Ненадежный мотор объемом 1,3 л.
Недолговечные задние амортизаторы.
Высокая стоимость обслуживания подвески.
Резюме
У Mitsubishi Space Star всего 71 балл. В процессе эксплуатации у него выявлено немало недостатков. Он самый компактный, из-за чего наименее функциональный: его владелец должен выбирать между простором для пассажиров и вместительностью багажника. Зато он самый доступный и более удобный для городской езды.


Роман КРЕМНЕВ |