В АВАНГАРДЕ СТИЛЯ
На нашем рынке иномарки гольф-класса занимают одно из лидирующих положений. При внешне скромных габаритах они вместительны, имеют разумную цену и не дороги в эксплуатации.
Однако покупателю хочется что-то поинтереснее и изысканнее, чтобы автомобиль не только был функциональным, но и глаз радовал. В этом отношении выделяются французские машины этого класса. У них есть свои козыри – яркая внешность и неповторимые, присущие только им стиль и индивидуальность: Renault Megane II (выпускается с 2002 года), Peugeot 307 (2001 – 2005) и Citroёn C4 (его дебют состоялся в 2004 году).
В линейке модификаций этих машин трех- и пятидверный хэтчбек и седан. У Megane и 307-го еще есть универсал и купе-кабриолет с жесткой крышей.
Двигатели у всей тройки расположены поперечно, привод на передние колеса. Полноприводных версий нет. Гамма моторов состоит из четырехцилиндровых бензиновых двигателей и турбодизелей. Трансмиссии – механические пяти- и шестиступенчатые коробки передач, а также четырех- и шестиступенчатые “автоматы”.
RENAULT MEGANE II


По сравнению с остальными участниками обзора Megane II имеет самую обширную гамму модификаций.
Хэтчбек невольно притягивает взгляд оригинальностью дизайна, особенно сзади. В его салоне просторнее, чем можно ожидать. На передних креслах будет комфортно людям любого телосложения. Сиденья удобные, не такие жесткие, как на немецких машинах, но не такие мягкие, как у других французских моделей. А в меру развитая боковая поддержка надежно удерживает водителя и пассажира в поворотах. В целом неплохой компромисс между спортивностью и мягкостью.
На заднее сиденье могут втиснуться трое пассажиров. А реально диван отформован для двух. Еще больше места в седане и универсале Megan Estate, колесная база которого увеличена почти на 7 см по сравнению с хэтчбеками. А максимальный объем багажника универсала Break достигает 1600 л – самый большой показатель для машин гольф-класса.
Интерьер производит приятное впечатление. Хотя салон отделан не самыми дорогими материалами, но к качеству сборки не придерешься. В дополнение к этому хорошая шумоизоляция. Оригинально выполнен рычаг стояночного тормоза - по форме он похож на рукоятку управления тягой в самолетах.

Эргономика у Рено хорошая, но дизайн передней панели немного скучноват
Комплектация Renault Megane II состояла из нескольких уровней. Базовая, Authentique, включала восемь подушек безопасности (кроме обычных – две защищали колени водителя от аварии при лобовом столкновении), АБС с распределением тормозных сил по осям, бортовой компьютер, электроусилитель руля, передние сервоприводы стекол, систему динамической стабилизации и антипробуксовочное устройство. Вариант Expression дополнял серийную версию противотуманными фарами, кондиционером, электроприводом задних стекол и боковых зеркал с подогревом. Dynamique добавлял к списку литые диски. Privilege - кожаную обивку салона. Последние три комплектации шли с приставкой Luxe, что означало наличие климат-контроля вместо обычного кондиционера.
На ходу Renault Megane II не отличается особой жесткостью, но и мягким его не назовешь. Подвеска (спереди McPherson, сзади – полу¬- зависимая балка на продольных рычагах, стабилизаторы поперечной устойчивости на обеих осях) неплохо справляется с мелкими неровностями, но чувствуются вибрации на руле. Шасси обеспечивает автомобилю надежную управляемость и достаточную комфортабельность. Если нужна более мягкая модель, обратите внимание на универсал Megane Break – он отличается хорошей плавностью хода и весьма практичен. Машина хорошо защищена от коррозии. Но если вы купили экземпляр без подкрылков, то лучше их сразу установить. Выхлопной системы хватает на 4-5 лет, после чего потребуется замена задней части глушителя. При неаккуратной езде нередко загибается экран между задней частью кузова и выхлопной системой, что становится причиной посторонних звуков.

У Рено универсал самый большой среди конкурентов багажник – 1600 л при сложенных задних сиденьях
Megane II с любым мотором воспринимается как динамичный автомобиль благодаря удачно подобранным передаточным числам в трансмиссии. Автомобили снабжались в основном четырехцилиндровыми бензиновыми двигателями объемом 1,4, 1,6 и 2 литра мощностью соответственно 98, 112 и 135 л.с. Моторы в целом надежны. Через 30.000–40.000 км из-за плохого бензина могут засориться форсунки впрыска. Свечи зажигания работают от 10.000 км до 30.000 км. Катушки зажигания боятся влаги. Двигатель любит фирменный сервис. Замену ремня ГРМ лучше не проводить в кустарных условиях. К механическим коробкам нареканий нет, они имеют большие ходы рычага. С автоматической трансмиссией могут возникнуть проблемы. Механики нередко сталкиваются с необходимостью замены гидроклапанов.
Подвеска сюрпризов не преподносит. Через 40.000–50.000 км может понадобиться замена рулевых тяг и шаровых опор в сборе с рычагами. Опорные подшипники передних стоек надо обновлять в зависимости от стиля езды хозяина – от 20.000 км до 70.000 км. Долговечны стойки и втулки стабилизаторов поперечной устойчивости, которые “ходят” по 100.000 км и более.


PEUGEOT 307


Салон 307-го выделяется эффектным дизайном, внутри просторен, как минивэн. Машина почти, на 10 см выше традиционных хэтчбеков-одноклассников. И такая компоновка позволила сделать ее изнутри необычно большой для гольф-класса. На передних сиденьях могут вольготно разместиться два крупных человека. Водителю обеспечена удобная посадка благодаря удачной эргономике и многочисленным регулировкам кресла и руля (по высоте и вылету). Сзади без проблем устроятся трое взрослых, а для двоих там и вовсе много места.
По качеству использованных материалов Peugeot 307 может поспорить с автомобилями классом выше. Интерьер отделан дорогим упругим пластиком, из которого выполнены верхняя часть передней панели и обивка дверей. Качество сборки и подгонки панелей высокое. Панель приборов выглядит лаконично и хорошо читается, органы управления искать не приходится.

Спортивность стиля подчеркивают металлические круги приборной панели и отделка под металл центральной консоли
Peugeot 307 – чемпион по количеству ящичков, кармашков и “бардачков”. В передние сиденья встроены выдвижные поддоны (для модификаций с моторами 1,4 и 1,6 литра – это была опция), в которых разместятся документы или карты. Пара “бардачков” имеется в распоряжении задних пассажиров, а на потолке есть футляр для очков. Традиционно расположенный на передней панель перчаточный ящик необычно большой.
Peugeot 307 выпускался в кузове “универсал”: SW и Break. У первого - панорамная крыша и три задних сиденья складывались по одному. За доплату устанавливался и третий ряд. Эти варианты должны понравиться практичным водителям. У универсалов максимальный объем багажника составляет 1540 литров, а колесная база увеличена на 10 см по сравнению с хэтчбеками. У Break жесткая крыша и задние сиденья складывались 30/60.
Peugeot 307 предлагается в трех основных уровнях оснащения:
Presence (стандартная) – АБС с распределением тормозного усилия, бортовой компьютер, шесть подушек безопасности, центральный замок, электроприводы передних стекол и зеркал с подогревом, устройство, предотвращающее пробуксовку ведущих колес, система динамической стабилизации;
Tendance – дополняется бортовым компьютером, кондиционером, спортивными передними креслами и качественной магнитолой с CD-проигрывателем;
Premium – дополнительно включает кондиционер и электропривод задних стекол. Автоматическую коробку передач и литые диски первый владелец 307-го обычно заказывал отдельно.
На ходу 307-й немного жестковат, однако на неровностях и больших колдобинах шасси достойно отрабатывает удары, не передавая тряску на кузов. А на предельных скоростях ведет себя образцово. При этом подвеска (спереди – стойки McPherson, сзади – полузависимая балка, стабилизатор поперечной устойчивости только на передней оси) становится значительно мягче, не теряя при этом упругой собранности, и при поворотах нет пугающих кренов. В машине совмещена плавность движения с отточенной управляемостью “горячего” хэтчбека. Тормоза (дисковые на всех колесах) обеспечивают уверенное и надежное замедление с любых скоростей.
Автомобиль в целом надежен и недорог в эксплуатации. Двигатели требовательны к качеству топлива. Имеется хорошая защита от коррозии. При выборе машины проверьте наличие защиты картера, так как ее отсутствие может стать причиной сбоев в блоках АБС и гидроусилителя, расположенных в нижней части переднего бампера и подвергающихся атакам соли и грязи. Если машина снабжена подогревом кресел, убедитесь в его работоспособности – замена неисправностей может дорого стоить.

У Пежо немного меньше – 1540 л
Под капотом 307-го стоят бензиновые четырехцилиндровые двигатели объемом 1,4 л (75 л.с.), 1,6 л (110 л.с.) и 2 л (140 л.с.), а также 1,6 л турбодизели (90 и 109 л.с.). Самый оптимальный и распространенный - 1,6-литровый мотор. Он надежен. Но две-три заправки некачественным бензином могут привести в негодность клапаны. Если они заклинят в своих направляющих, то неминуем ремонт головки блока. На двухлитровом моторе надо на каждом ТО проверять помпу на предмет протечки. Трансмиссия долговечна при грамотной эксплуатации. Это касается “механики” и автоматической коробки AL-4, которая любит стабильный тепловой режим. Если на “холодную” рвать с места или, наоборот, перегревать, долго поддерживая максимальные обороты двигателя, то блок управления АКПП будет накапливать ошибки и в итоге встанет в аварийный режим. Подвеска в эксплуатации не дорогая. Сроки службы весьма продолжительные.


CITROЁN C4


По смелости дизайна с этим автомобилем не сравнится ни один другой среди серийных моделей. Салон Citroёn C4 можно назвать самым экстравагантным в гольф-классе. Передняя панель выглядит строго симметрично. Вместо традиционных стрелочных циферблатов установлены жидкокристаллические дисплеи. Один, расположенный сверху на торпедо, под лобовым стеклом, дает цифровые показания спидометра. Второй, расположенный сразу за рулевым колесом, заменяет тахометр. Диаграмма на нем фиксирует изменение оборотов двигателя, а при подходе к максимальным значениям загорается красным цветом. И третий дисплей, показывающий работу освещения, находится на верхней неподвижной ступице “баранки”. Кстати, у С4 вращается только обод, а сама ступица, украшенная большой ситроеновской эмблемой, остается неподвижной. Как чисто французский шарм можно отметить наличие штатного ароматизатора воздуха, сменный картридж которого вставляется в специальную щель в центре передней панели.
По внутреннему простору Citroёn C4 уступает одноклассникам от Peugeot и Renault. Зато по сравнению с ними салон тщательнее продуман и организован. В частности, центральная консоль, которая плавно переходит в напольный тоннель, имеет всевозможные полки и кармашки. Есть вместительные емкости в дверях и слева от рулевой колонки – там находится небольшой выдвижной контейнер для хранения мелочевки.

Самый оригинальный руль – у Ситроена, он крутится, а ступица остается на месте. А вместо стрелочных циферблатов – ЖКИ-дисплеи
Спереди достаточно свободно. За рулем, который регулируется по высоте и вылету, удобно устроится человек любого телосложения. На заднем диване уютно будет двум взрослым, хотя формально он рассчитан на троих. По объему багажника ситроеновские хэтчбеки уступают обоим конкурентам с такими же кузовами.
У С4 приличный для гольф-класса перечень базового оборудования. В стандартном исполнении Advance есть АБС с распределением тормозного усилия по осям, электроусилитель рулевого управления, шесть подушек безопасности, центральный замок, бортовой компьютер, электропривод передних стекол и боковых зеркал с подогревом, фирменная аудиосистема, протибуксовочное устройство, система динамической стабилизации.
Версия Style дополнительно располагает кондиционером и противотуманными фарами. Comfort дополняется литыми дисками. Exclusive добавляет к списку задние электростеклоподъемники, передний и задний парктроники, климат-контроль вместо кондиционера и ксеноновые фары.
Автомобиль построен на одной платформе с Peugeot 307 и имеет общую с ним конструкцию шасси (спереди – стойки McPherson, сзади – полузависимая балка). Роль заднего стабилизатора поперечной устойчивости, как у 307-го, выполняет балка. При такой схеме ходовой части обеспечивается надежная управляемость и комфорт для экипажа. Машина хорошо слушается руля, уверенно следует заданной траектории и не растрясает седоков даже на булыжной мостовой.
С4 стойко сопротивляется химическим атакам наших дорог, но если только ранее не побывал в авариях и не восстанавливался кустарным способом. Электрооборудование считается вполне надежным.

С4 отстает от французских “собратьев” – всего 1200 л
На вооружении такая же гамма моторов, как у 307-го – четырехцилиндровые бензиновые объемом 1,4 л (90 л.с.), 1,6 л (110 л.с.) и 2 л (136 и 180 л.с.). Современные турбодизели объемом 1,6 л (90 и 109 л.с.) и 2-литровый (136 л.с.) к нам официально не поставляются. Бензиновые двигатели нормально работают в наших условиях, но иногда отличаются шумностью в работе в первые несколько минут после запуска. Помпа подлежит замене при смене ремня ГРМ, то есть строго через 90.000 км. В механической трансмиссии С4 выжимной подшипник сцепления в пластиковом корпусе и на длительную работу не рассчитан. “Автомат” отрабатывает 150.000 км. В подвеске чаще всего меняются стойки стабилизатора, рулевые тяги и тормозные диски.


Владимир ПИСЛЯКОВ |