Демократичный Focus
Второе поколение Focus появилось в 2004 году, а в конце 2007-го подверглось рестайлингу в духе фирменного кинематического стиля Ford кinetic, заметно освежившего «лицо» модели. В таком виде автомобиль выпускается и сейчас.
Внешне дорестайлинговые версии похожи на Focus первой генерации. Правда, линии «новой грани» (прежнего стиля new edge) изменились – они стали более выверенными и сбалансированными. Благодаря этому Focus II выглядит гармоничнее и солиднее своего предшественника.
Гамма модификаций расширилась – к 3- и 5-дверным хэтчбекам, седану и универсалу (были и у Focus I) добавился стильный купе-кабриолет со складывающейся металлической крышей. На общей платформе был разработан еще компактвэн Focus С-Max. Впрочем, ныне он позиционируется как отдельная модель, поэтому рассматривать его мы не будем.
Focus отличается высокой пассивной безопасностью – по результатам краш-тестов EuroNCAP в 2004 году он завоевал максимальные 5 звезд. К тому же его кузов хорошо защищен от коррозии.
А вот оформление салона изменилось кардинально – авангардный дизайн Focus I уступил место более спокойным и солидным формам, не требующим привыкания.
Внутри помещаются 5 членов экипажа, хотя сзади удобнее будет людям среднего телосложения. Нормальной посадке среднего пассажира способствует невысокий трансмиссионный тоннель. Обзор с места водителя во всех версиях немного ограничивает только левая передняя стойка, а в седане – еще и высокая корма.
Несмотря на внешнее сходство торпедо и дверных карт, дешевые и дорогие версии отличаются качеством пластика. У первых он жесткий и со временем может досаждать скрипом, а у вторых – мягкий и «тихий»
Cо временем при работе стеклоподъемников возникает характерный скрип, который легко устраняется смазкой – например, WD-40. Радиатор кондиционера нуждается в периодической очистке. Если ее не проводить, повысится давление в системе по причине недостаточного охлаждения радиатора. В данном случае первой страдает трубка, идущая от компрессора кондиционера к радиатору – она теряет герметичность.
Моторная гамма
Бензиновые двигатели зарекомендовали себя надежными и долговечными – есть примеры, когда наиболее массовые 1,6-литровые 100-сильные агрегаты на служебных Focus накатывали 400–500 тыс. км! Его «собратья» такого же объема, но 115-сильные встречаются реже. Большей мощности удалось достичь за счет применения системы изменения фаз газораспределения. Она также придала мотору больше эластичности.
Из характерных неисправностей «бензинок» следует отметить проблемы с дроссельной заслонкой (проявляется неустойчивой работой двигателя). Иногда удавалось восстановить ее работоспособность чисткой, а если это не помогало – приходилось менять. Лет пять назад возникали проблемы с катализаторами и лямбда-зондами, и во время гарантии их меняли бесплатно.
Наиболее распространены бензиновые 1,6-литровые модификации мощностью 100 л.с. Они зарекомендовали себя «долгожителями»
ГРМ большинства агрегатов оснащен ремнем. Исключение – новый 2,0-литровый двигатель, снабженный долговечной металлической цепью. Впрочем, и оригинальный ремень ГРМ отличается немалым ресурсом – 160 тыс. км! Как показывает опыт эксплуатации, это реальный срок его службы на служебных авто. Правда, на фирменной СТО частникам рекомендуют сократить срок замены ремня до 100 тыс. км. В это же время требуется проверять и при необходимости отрегулировать тепловые зазоры клапанов. Чаще всего регулировка не требуется.
Особенность большинства бензиновых версий – фильтр тонкой очистки топлива выполнен вместе с насосом (исключение – 2,0-литровые версии).
Из дизельных агрегатов наиболее распространен 1,6-литровый. При этом на фирменной СТО отметили, что данный мотор отличается небольшим ресурсом – к пробегу в 100 тыс. км увеличивается расход масла. Причина – износ цилиндропоршневой группы. Если данная проблема возникала в период гарантии, то изношенные двигатели меняли бесплатно.
В постгарантийный период «капиталка» ложилась на плечи хозяина. А вот 2,0-литровый дизель оказался немного надежнее. Правда, встречается он на «Фокусах» куда реже. Проблема, характерная для обоих «солярочных» агрегатов, – потеря герметичности резиновых трубопроводов подачи воздуха в турбину и вентиляции картерных газов. Они со временем трескаются.
«Автомат» – без проблем!
Focus агрегатировался с механическими и автоматическими КП (обычным гидротрансформатором и Tiptronic). Чаще у нас на рынке встречаются версии с «механикой», хотя и «автоматы» – не редкость.
АКП японского производства зарекомендовали себя как надежные. Характерных проблем в них не выявили. А вот в МКП теряют герметичность сальники полуосей и шток переключения передач. Если вовремя не заметить потерю смазки, это может привести к выходу из строя 5-й передачи – из-за недостаточного уровня масла она страдает первой. Задняя передача МКП нередко включается с характерным хрустом. Это не является неисправностью – такова конструктивная особенность работы «механики». К пробегу в 80 тыс. км может прийти в негодность опорный подшипник правой полуоси. А вот сцепление с гидроприводом служит без проблем.
Сзади дорестайлинговые версии отличаются наличием неокрашенных вставок на бампере, окрашенной в цвет кузова декоративной накладкой на багажнике, а также цветом рассеивателей стоп-сигналов и противотуманок
«Фирменные» проблемы
Конструктивно подвеска та же, что и у предшественника: впереди – McPherson, а сзади – «многорычажка», обладающая эффектом пассивного подруливания. Подвеска в меру жесткая, но энергоемкая, и ездить активно на Focus – одно удовольствие!
Достоинство задней подвески – долговечность: «резинки» рычагов способны пройти почти 200 тыс. км! По утверждению работников сервиса, они приходят в негодность не от пробега, а от возраста – в среднем их хватает на 3 года езды. Фирменные детали меняются вместе с рычагами, но в неоригинале сайлент-блоки предлагаются отдельно.
К передней подвеске больше замечаний. Слабые места – амортизаторы, которые могут обильно «потеть» маслом уже после 60 тыс. км, и опорные подшипники стоек – начинают хрустеть после 40 тыс. км. А вот шаровые и сайлент-блоки передних рычагов способны «пробежать» около 150 тыс. км. В неоригинале данные расходники меняются отдельно. Не слишком большой срок службы и у ступичных подшипников обеих осей – могут загудеть к 80 тыс. км.
Рулевое управление всех Focus оснащено гидроусилителем. Со временем трубка высокого давления ГУР на стыке с насосом теряет герметичность. В остальном же рулевое ходит без проблем, и даже наконечники рулевых тяг могут «пробежать» не менее 100 тыс. км. Нет претензий у специалистов и к работоспособности тормозной системы.
Из-за негерметичной декоративной накладки вода проникает в фонари подсветки номера, и со временем контакты сильно ржавеют
Резиновый молдинг лобового стекла иногда отклеивается, из-за чего возникает свист во время езды. Благо, что при этом влага внутрь салона не попадает
Слабые места передней подвески – амортизаторы и опорные подшипники стоек: они недолговечны
В бензиновых двигателях проблемы с дроссельной заслонкой. Иногда помогает ее чистка, а иногда требуется замена
Альтернатива
Opel Astra (Н) 2004–2010 гг. в.
Гамма модификаций такая же, как у Focus. Наиболее распространены 5-дверные хэтчбеки и универсалы. Все остальные версии – редкость. На вторичном рынке Astra (Н) стоит дешевле, чем Focus и Peugeot 307. Astra (Н) также отличается просторным салоном, невысокой стоимостью обслуживания, долговечной и в меру энергоемкой подвеской.
Peugeot 307 2001–2007 гг. в.
Модель привлечет комфортной подвеской, богатой комплектацией многих авто, уютным салоном и достаточным запасом места для ног в задней его части. Основные замечания – турбодизели HDI плохо «переваривают» некачественное топливо, АКП и рулевое управление оказались ненадежными, как и бензиновый мотор 1,4 л.
Александр ЧЕРНУШКЕВИЧ |