Оппозитная сторона
Если «паркетник» для вас крупноват, а возможностей легкового автомобиля недостаточно, советуем присмотреться к универсалам повышенной проходимости. Одна из наиболее популярных таких моделей – Subaru Legacy Outback.
Компания Subaru умеет делать полноприводные авто, ориентированные на активную езду. Это ее главный конек, как и фирменные оппозитные двигатели. Outback – универсал повышенной проходимости, созданный на базе Subaru Legacy, который благодаря трансмиссии 4х4 и увеличенному до 190 мм дорожному просвету позволяет проехать там, где не пройдет его «младший брат».
Мы поговорим о популярном Outback в кузове В13. Машину первых годов выпуска реально приобрести по цене новых компактных моделей В-класса. Не правда ли заманчиво? Чего же стоит ожидать от подержанных экземпляров?
За рулем ощущается динамичный темперамент модели – посадка низкая, сиденья с развитой боковой поддержкой, удобный трехспицевый руль и слегка развернутая к водителю центральная консоль
С полным комплектом
Outback бывает не только с 5-дверным кузовом универсал – для американского рынка предлагались также 4-дверные седаны. Однако у нас они не встречаются.
В 2007 году модель подверглась рестайлингу, вследствие чего видоизменились бамперы, радиаторная решетка, декоративная отделка крышки багажника и оптика. В качестве опции версии с мотором 3,0 л стали оснащаться системой Si-Drive (Subaru Intelligent Drive), позволяющей регулятором возле рычага КП выбрать одну из трех программ работы мотора, которые подразумевают разную реакцию на нажатие педали газа.
У нас, как правило, эксплуатируются машины в богатых комплектациях: «автомат», 6 airbag, кожаная отделка, климат- и круиз-контроль, электропакет (зеркал, сидений, люка), подогрев сидений, литые диски. В 3,0-литровых версиях – не редкость память водительского сиденья. Салон выполнен из качественных материалов. Обзорность хорошая.
Кузова защищены от коррозии, ржавчина – лишь на экземплярах, побывавших в ДТП. На самых старых авто встречается помутнение пластикового колпака передней оптики.
Постоянный полный привод Outback создавался с прицелом на активную безопасность. Эта модель не подходит для штурма раскисшей грунтовки, езды по целине и т. п.
«Оппозитники» надежны
Фирменные «оппозитники» Outback оказались долговечными – мотор 2,5 л может выходить 600 тыс. км. Еще больший ресурс у 3,0-литрового двигателя, который агрегатируется только с АКП. Мотор 3,0 л обходится в обслуживании дороже, чем 2,5 л. Ему требуется на 2 л больше моторного масла (всего 6,5 л). Дороже в «трешках» и работа по замене свечей зажигания: на специализированной СТО – 60-100 долл. Эта процедура трудоемкая и дорогая на всех «оппозитниках», но в 3,0-литровом двигателе свечей больше и доступ к ним затруднен. На некоторых станциях механики даже снимают мотор с опор (стоимость еще выше). Во всех агрегатах применяются свечи с платиновыми наконечниками электродов – на качественном топливе они могут прослужить 80 тыс. км.
Владельцы 3,0-литровых Outback экономят на обслуживании ГРМ – там применяется металлическая цепь. А в двигателе 2,5 л каждые 100 тыс. км придется менять ремень ГРМ вместе с натяжителем, роликами и «помпой» (только запчасти – 400-500 долл.). В это же время обновляются ремень и натяжители навесного оборудования, но это касается уже обоих двигателей. «Трешка» более требовательна к уровню и своевременности замены масла – при недостаточной или некачественной смазке гидравлические натяжители плохо выполняют свою функцию, что приводит к растяжению цепей. Теоретически зазоры клапанов нужно проверять раз в 100 тыс. км, хотя на практике их регулируют при ремонте ГБЦ.
В 2,5-литровом агрегате при пробеге около 100 тыс. км могут потерять герметичность уплотнения свечных колодцев, но это не ухудшает работу системы зажигания. В моторе 3,0 л применяются индивидуальные катушки зажигания. Они надежны и выходят из строя по вине механиков, которые при установке металлической защиты двигателя демонтируют пластиковую. В данном случае вода и грязь попадают на катушки, приводя их в негодность. Первыми страдают узлы 5-го и 6-го цилиндров.
В топливной системе нет сменного фильтра, поэтому желательно не заправляться на «левых» заправках.
Особенности трансмиссии
Большинство Outback оснащено АКП. «Гидротрансформатор» с 4-мя передачами агрегатировался только с мотором 2,5 л (до 2007 г.), 5-ступенчатый Tiptronic (после 2007 г.) – с 2,5 и 3,0 л, а 5-ступенчатая «механика» – с 2,5 л.
Претензий к КП нет. В сцеплении применяется двухмассовый маховик, который даже на авто с небольшим пробегом может издавать неприятный стук. Проблемный узел можно заменить комплектом сцепления с традиционным маховиком.
Модель оснащена трансмиссией с постоянным полным приводом. У версий с МКП есть пониженный ряд передач, а момент распределяется в соотношении 50:50 межосевым «диффом», который блокируется вискомуфтой при пробуксовке передних или задних колес. Такое же распределения момента и у версий с АКП, оснащенных системой курсовой устойчивости. Если же у машины с «автоматом» такой системы нет, то там применяется электронно-управляемая межосевая муфта, плавно изменяющая передачу момента на задние колеса с 95:5 до 50:50. Во всех типах трансмиссии задний мост также снабжен самоблокирующимся «диффом» с вискомуфтой.
У нас эксплуатируются только бензиновые Outback. Самый распространенный мотор – 2,5 л. Правда, его динамика с АКП не впечатляет – целых 10,9 с до «сотни»
Однако Outback не покоритель бездорожья. У нерадивых драйверов при сильном буксовании были отмечены случаи выхода из строя вискомуфт.
Полный привод автомобиля создавался для уверенного движения на высоких скоростях и по скользкой дороге. Нередко самоуверенные водители переоценивают возможности автомобиля и при превышении лимита безопасной скорости оказываются за пределами дороги.
Сильно не крутите!
«Болезнь» рулевого – стук в рейке при движении налево с максимально вывернутыми колесами. На безопасность это особо не влияет. В тормозной системе может побеспокоить деформация передних дисков. Это происходит после активных торможений и последующего попадания на раскаленный диск воды на мойке или при проезде луж. За счет длинных пружин и соответствующих им амортизаторов ходовая Outback энергоемкая и подходит для наших дорог. Конструктивно она схожа с предшественником: передняя – McPherson, задняя – «многорычажка».
Сайлент-блоки поперечных рычагов служат до 200 тыс. км, а продольных – неубиваемы. В передней подвеске до 200 тыс. км ходят шаровые опоры, передние сайлент-блоки передних рычагов считаются вечными. Чаще всего в передке придется менять задние «резинки» рычагов и стойки стабилизатора – они держатся 40–50 тыс. км. Втулки – 60–80 тыс. км. Каждый из аналогичных расходников заднего стабилизатора служит на 20 тыс. км больше. «Резинки» передних рычагов и верхнего поперечного в задней подвеске, шаровые – сменные. Нижний поперечный рычаг задка идет вместе с сайлент-блоками (запчасть – 50-65 долл.), а продольный – с кулаком. В сборе поставляются и ступичные подшипники передних и задних колес (запчасть – 180-200 долл.).
«Походный» размер багажника средний по сравнению с конкурентами, зато со сложенными задними сиденьями – наибольший: 460/1650 л против 455/1590 л – у Audi Allroad и 485/1641 л – у Volvo XC70
Кузов и салон
Outback – универсальный автомобиль для разных дорог. Важное его достоинство – невысокая стоимость по сравнению с конкурентами. Он хорошо оснащен, а максимальный размер его багажника – один из наибольших в классе.
На старых машинах встречается помутнение пластикового колпака передней оптики. От перепада температур зимой может треснуть лобовое стекло с подогревом и рассеиватели в передних противотуманках. Шумоизоляция среднего уровня.
Двигатель и трансмиссия
Силовые агрегаты отличаются большим моторесурсом, а КП – надежностью и беспроблемностью. Благодаря полному приводу Outback обеспечивает уверенную езду по скользкому покрытию.
Двигатели 3,0 H6 дороги в обслуживании и требовательны к качеству масла. При их эксплуатации без пластиковой защиты выходят из строя индивидуальные катушки зажигания. Моторы 2,5 л отличаются неважной динамикой, в них могут дать течь уплотнения свечных колодцев. Для всех моторов характерна трудоемкая и дорогая замена свечей зажигания. Двухмассовый маховик в версиях с МКП «достает» шумной работой. Авто не подходит для покорения бездорожья – при сильном буксовании отмечены случаи выхода из строя вискомуфт.
Подвеска, рулевое, тормоза
Энергоемкая ходовая. Благодаря хорошей устойчивости, информативному рулевому и цепким тормозам Outback отлично подходит для активной езды. Подвески отличаются высокой энергоемкостью, а задняя – еще и долговечностью.
Слабые места ходовой – задние сайлент-блоки передней подвески и стойки переднего стабилизатора. В рулевой рейке отмечен стук, а в тормозах – деформация передних дисков.
Subaru не для бедных
Outback – универсальный автомобиль для наших условий эксплуатации. Благодаря полному приводу он позволяет ехать уверенно по скользкому покрытию и на высоких скоростях. Многие экземпляры на вторичном рынке находятся в хорошем техсостоянии. Да и в целом Outback отличается надежностью. При этом важно знать – обслуживание, ремонт и запчасти к этому автомобилю стоят недешево.
История
1998–2003: Выпускалось второе поколение Legacy Outback (B12).
2003: На Франкфуртском автосалоне дебютирует третье поколение Legacy Outback в кузове B13.
2007: Модернизация. Мощность бензинового двигателя 2,5 л увеличена до 173 л.с.
2008: Начата установка турбодизельного мотора 2,0 л (150 л.с.).
2009: На Нью-Йоркском автосалоне представлена очередная, четвертая генерация Legacy Outback (B14).
Недостатки автомобиля
Слабые детали подвески – задние сайлент-блоки передних рычагов и стойки стабилизатора (ресурс 40–50 тыс. км)
Пластиковую защиту моторного отсека убирать не рекомендуется, особенно с мотором 3,0 л., так как при этом страдают катушки зажигания
У многих Outback есть подогрев «дворников» лобового стекла. Иногда зимой от перепада температур стекла трескаются
От перепада температур могут треснуть рассеиватели в передних противотуманках
«Фишка» многих предыдущих моделей Subaru – двери без оконных рамок. Негативная сторона – со временем в направляющих стекла царапаются, на них остаются следы
Альтернатива
Audi Allroad 1999–2005 гг. в.
Audi Allroad первого поколения – самая динамичная среди вышеперечисленных конкурентов. В ее арсенале наиболее мощные силовые агрегаты. Еще одно существенное преимущество Allroad – регулируемая пневмоподвеска, позволяющая в зависимости от дорожной ситуации изменять дорожный просвет от 140 до 210 мм. Кроме того, у версий с «механикой» встречается понижающая передача. Стоимость подержанных Allroad выше, чем Outback и Volvo XC70.
Volvo XC70 2000–2007 гг. в.
В отличие от конкурентов, на дороге с твердым покрытием это фактически переднеприводный автомобиль – электронно-управляемая муфта отдает задку лишь 10% крутящего момента. При пробуксовке передка до 90% момента может передаться на задние колеса. Для активной езды подходит меньше – руль «пустоват», да и в целом концепция этой модели нацелена на комфортную езду. Рыночная стоимость Volvo XC70 выше, чем у Outback.
Роман ЧЕРНУШКЕВИЧ |