Летний вояж. Часть 1 – польская история
На календаре – отпускной сезон, 31 июля. В этом году летом нас снова влечет волшебная Чехия, а точнее, Карловы Вары. Хотя в Европе много мест, в которые хочется возвращаться снова и снова…
После коротких сборов экипаж VW Passat готов к путешествию. Наша семья – четыре человека – 2 взрослых и двое детей. Старший – Влад (14 лет) и младший Ян (8 лет). Наш автомобиль дизельный, в репортаже будет информация о стоимости топлива в разных странах, через которые лежит наш путь, и о затратах по горючему на всю поездку.
Обнуляем одометр. Выезд из Минска – в 6.30 утра, изучив карту в Google, нам предстоит преодолеть 1480 км от Минска до чешского города Пльзень. Но на дорогу у нас два дня с посещением замка Ксёнж в 60 км за Вроцлавом.
Старт дан! В баке 55 литров, домчавшись до Волковыска, дозаправляемся – плюс 35 литров в бак. Теперь бак «под завязку». Держим курс на Варшаву через пограничный пункт Брузги – он привлекает нас тем, что здесь нет очередей, поэтому времени на пересечение пограничного пункта будет затрачено минимум. Так и есть, нам повезло – вся граница – 40 минут. Еще через 40 минут мы уже в Белостоке, где множество современных магазинов, которые манят изобилием товаров и довольно низкими для нас ценами. Но шопинг в планы не входит, и мы едем на Варшаву, не забывая о том, что пора подкрепиться.
Обед на четверых в польском ресторанчике (4 супа, 2 огромных салата, 2 порции картофеля фри и два кофе) – всего за 47 злотых, или 47.000 наших рублей. В пределах нормы – ведь мы в Польше. Через полчаса снова в дороге по пути к польской столице. Остановились возле шинного центра, чтобы взять прайсы и адрес на всякий случай. Ведь зимний сезон впереди. Таких центров у нас немного. Везет полякам!
В пути обязательный осмотр и проверка давления в шинах
Шинный центр в Белостоке
Вот так привлекают покупателей BMW
По дороге из Белостока в Варшаву попадается несколько участков автобана.
Фоторадары на польских автобанах встречаются часто, но они не стоят где попало – обычно при въездах в населенные пункты, перед пешеходными переходами, их расположение местные «гонщики» знают и старательно соблюдают скоростной режим там, где это необходимо. В Варшаве – ливень, машины плетутся…и это нас задерживает. Но как только отъехали 60 км от Варшавы – снова солнце, дорога прекрасная, у нас предвкушение отдыха, и мысли наши занимает только путешествие.
Стоимость топлива в Польше (в злотых)
Стоимость топливав Чехии (в кронах)
Проехав 888 км, дозаправляем на Shell еще 37 литров (4,32 злотых/литр дизеля). Въезжаем во Вроцлав под вечер, на спидометре – 894 км. До нашего привала на ночь – час езды, в маленьком городке Свибодице нас ждет тетя, а мы соскучились по ней. Вечерний Вроцлав проехали быстро – минут за 20, и заглянули на выезде в огромный супермаркет, чтобы что-нибудь прикупить полезное. Магазин быстро съедает время, спустя час просто выскакиваем из него, поскольку ехать еще около часа в сумерках. Конечно, дорога длиной в 900 км слегка утомила, но ощущение путешествия приятнее и сильнее, чем усталость.
Оформление фасадов домов во Вроцлаве
И вот мы на месте. Приехали! Нет ничего лучше, чем спать ночью в кровати, а не застрять в дороге, не добравшись до пункта назначения.
День второй – 1 августа. Выспавшись и подкрепившись, на следующий день мы идем в замок Ксёнж, который находится в 3 км от Свибодиц по направлению на Вальбжих.
Субботний день радует нас замечательной погодой.
Этот красивый польский замок является к тому же еще и одним из самых больших в Европе – третьим по величине в Польше и самым крупным в Нижней Силезии. Для поляков этот замок примерно такое же знаковое место, как Карлштейн для чехов или Мальборк для немцев.
Ксёнж – на самом деле означает «князь», такое вот получается интересное название. Этот поистине монументальный замок, окруженный великолепным буковым лесом с зарослями рододендронов, расположен на скальном мысу и окружен естественным ущельем, в котором неспешно течет река Пелчница. Заложен он был еще в XIV веке представителями силезской ветви польских правителей Пястов.
За свою долгую историю замок сменил множество владельцев, так, в свое время им владел польский король Владислав Ягеллонский, позже – венгерский король Матиаш Корвин, здесь останавливался чешский король Иржи из Подебрад. Древнейшая часть замка, остаток старинного романского пограничного укрепления, была сооружена в XIII веке свидницким князем Болько I. В XIV веке замок принадлежал князю Болько II, а затем перешел во владение чешских королей.
В годы Второй мировой войны немецкими оккупантами были начаты работы по очередной перестройке замка, который предположительно должен был стать одной из резиденций Гитлера – из-за этого были значительно повреждены его интерьеры, а под замком начали пробивать гигантские подземелья. В советское время в Ксёнже располагались казармы.
Вблизи Ксёнж кажется еще внушительнее и масштабнее, чем на расстоянии. Рядом с замком живут кошки, которых кормят с огромных расписных фаянсовых блюд, а внутри есть несколько больших залов, где иногда проводят различного рода торжества.
Кстати, несмотря на свои размеры замок кажется очень обжитым: камины исправно топятся, зимой в залах стоят украшенные елки, а из-за закрытых тяжелых дверей льется свет и слышится музыка. Благодаря этому создается ощущение не совсем законного проникновения в чужое жилище, а практически полное отсутствие музейных смотрителей и посетителей только усиливает его.
Цены на посещение замка и на парковку очень даже демократичные, за отдельную плату возможна фото- и видеосъемка. Можно даже пострелять из настоящего лука XIX века.
Вдоволь насладившись экскурсией, совершив пешую прогулку в замок, идем через лесной массив обратно в Свибодице, а на следующий день запланирован выезд в Чехию.
Вечером завтрашнего дня нужно быть в чешском Пльзени, где мы планируем остановиться. По карте туда – 380 км.
День третий – 2 августа. В 16.00 выехали из Свибодиц, на спидометре – 955 км, дозаправка перед Чехией на 25 злотых (уже по 4,25 злотых/литр).
17.15 – пересекли границу с Чехией, в Трутнове на спидометре – 1023 км, до Праги 140 км, купили на заправке виньетку на 10 дней – 10 евро.
Дорога из Трутнова не впечатляет, узкая и извилистая, без обочины, но разметка есть – это обязательное условие на таких экстремальных трассах. Постройки (населенные пункты) выглядят заброшенными, редко встретишь усадьбу – благоустроенный домик с зеленой большой территорией, постройки прямо прилипли к дороге... Как здесь могут разъехаться грузовые фуры – большой вопрос.
Вьется дорога, держим путь на Храдец Кролове, надеемся на автобан, который проведет нас через Прагу на Пльзень.
После более конкретных польских указателей по Чехии ехать сложнее, не трудно и заблудиться, так как на некоторых масштабных указателях не указаны крупные населенные пункты и горда, например мы уже было подумали, что сбились с пути, когда перестала мелькать на указателях Прага, стали копаться в дорожных картах... Сличили названия местных населенных пунктов с надписями на подробной карте местности, оказалось – едем правильно, хотя мы не поехали через Храдец Кроловы, а движемся на Подобрады, где дорога перейдет в автобан, который доведет нас до Праги. Проехав от польской границы 130 км за 3 часа, мы слегка подустали, мальчишки занялись кто чем: Ян включил режим ожидания “Сон”, а Влад с наушниками в ушах убивал время в PSP.
18:55 – до города Пльзень 170 км. Теперь ландшафт сменился на равнины, поля уже убраны и наверняка ждут второго урожая.
На некоторых участках дороги скорость можно развить до 120 км/ч, полиция на фирменном продукте Skoda несет верную незаметную и тяжелую службу. Увидели знак – до автобана 10 км... наконец-то. Дальше едем по автобану, очень похожему на немецкий.
Чешский автобан
С первого раза можно угадать, на чем ездят чехи, скажем лишь, что они патриоты. От «Шкод» рябит в глазах. По заправкам такая ситуация: пропали фирменные бренды ЛУКОЙЛ, Би-Пи, Shell. И только ближе к Праге появляются следы цивилизации.
19:11 – в пути 3 часа, выезжаем на автобан до Праги. До Праги 57 км. Проехали 160 км.
20:00 – 1188-й км, выехали из Праги. До Пльзеня 60 км.
20:20 – остановка на заправке. Покупаем карты Чехии за 199 крон (8 евро).
21:30 – мы в Пльзени.
В Пльзене (пивная столица Чехии) есть улица Минская. Мы, как настоящие патриоты, жили именно на этой улице в доме у замечательной белорусско-чешской семьи. Хозяйка дома – белоруска, дала название улице, на которой построен их дом. Теперь она в Чехии в Пльзене как будто у себя на Родине – в Минске, на Минской улице.
На одометре 1269 км после выезда из Минска и 322 вместо 380 км – от Свибодицы, которые проехали за 5 часов со средней скоростью 65 км/час и средним расходом топлива 6,5 л/100 км. Остаток топлива еще на 770 км. Завтра нас ждет курортный городок Карловы Вары, в котором сейчас русских больше, чем самих чехов. Причина – целебные источники, найденные, кстати, совершенно случайно. Об этом замечательном курорте мы расскажем в следующем номере «АГ».
Славный городок Пльзень
Наталья РЕГИНЕВИЧ |