Езда на докатке
Машин с докаткой вместо полноценного запасного колеса становится все больше. Нас спросили: правда ли, что езда на докатке выводит из строя трансмиссию?

“Выводит из строя” – это, наверное, громко сказано. Правда, повышенная нагрузка действительно ложится на некоторые узлы – в первую очередь на дифференциал. Ведь узел интенсивно работает не только в поворотах, но и при движении по прямой – из-за разного диаметра, а соответственно, и разной скорости вращения колес. Как правило, негативных последствий умеренная езда на докатке не вызывает, но если дифференциал уже не совсем в порядке, то докаткой его действительно можно добить.
Как-то один автомобилист, возвращаясь из командировки, пробил ночью на трассе заднее колесо. Поставил докатку и аккуратно поехал дальше. Через какое-то время сзади послышался гул, но человек думал, что дело в докатке – она была уже далеко не новая. До дома оставалось километров сорок. Когда человек доехал и вышел из машины, то почувствовал запах горелого, хотя докатка была на вид целой. А на следующее утро, осматривая машину, владелец обнаружил, что задний мост и тяги в масле. Причину поняли уже в автосервисе: в заднем мосту подтекал сальник. Часть масла ушла, но что-то еще оставалось, и в нормальном режиме движения ничего не чувствовалось. А вот при повышенной нагрузке от езды на докатке дифференциал стал перегреваться и выдавливать остатки смазки. В данном случае все закончилось благополучно: дифференциал остался жив, и дело ограничилось заменой масла и сальника. Правда, если бы человек проехал с воющим дифференциалом большее расстояние, то итог был бы менее радужный. К счастью, такие случаи единичны.
Вообще же у дифференциала есть определенный запас прочности. По словам некоторых автовладельцев, им приходилось проезжать на докатке 200-300 км, и все обходилось без неприятных для машины последствий.

На переднеприводных машинах при постановке докатки вперед чувствуется, как при разгоне машину уводит от докатки, а при торможении – тянет в ее сторону
Нюансы управляемости
С установкой докатки на заднюю ось автомобиль становится особо склонным к заносу, а на переднюю – к сносу в ту сторону, на которую он “приседает”. Степень этой склонности зависит от привода и изношенности докатки. Вообще, со старта ее глубина протектора – 4 мм. Давление – зачастую больше 4 атмосфер, пятно контакта – небольшое. От такой нагрузки докатка вырабатывает свой ресурс – до допустимых 2 мм протектора – всего за 4–5 тыс. км. Колдобин докатка тоже не любит, а по причине ее маленького диаметра ощутимо уменьшается дорожный просвет. Есть и еще нюансы: с докаткой могут начать глючить ESP и ABS. Причем чем больше разница в диаметре колес, тем сильнее “глюки”. Все просто: докатка крутится быстрее, система думает, что колесо проскальзывает, и принимает меры. Кстати, в некоторых автомобилях кнопка “ESP off” изначально была задумана не для поиска острых ощущений, а именно для езды на докатке. |