Аккумуляторные вопросы
Слышал, что кроме деления на обслуживаемые, полуобслуживаемые и необслуживаемые аккумуляторы отличаются еще и составом активных элементов. Как это сказывается на их свойствах?

Если аккумулятор работает в условиях 70–95% заряженности, а с электроникой автомобиля и состоянием клемм все в порядке, то он вполне способен выходить 4–5 лет, а кальциевые батареи – и более 5 лет. Хронически же недозаряженная батарея (менее 60%) может выйти из строя и через год-два
По составу батареи принято разделять на:
1. Малосурьмянистый аккумулятор – это обычная свинцовая батарея без каких-либо добавок в составе пластин.
2. Гибридный аккумулятор имеет пластины разного состава. Плюсовая – обычная малосурьмянистая, минусовая – свинцово-кальциевая. Эти батареи наиболее универсальны и являются самым многочисленным классом АКБ.
3. Кальциевый аккумулятор – это батарея, в которой пластины как отрицательного, так и положительного зарядов – кальциевые.
АКБ первого типа – как правило, обслуживаемые, двух последних – полуобслуживаемые или необслуживаемые. У каждого из типов есть свои плюсы и минусы. У свинцовых батарей высокий расход воды и подверженность саморазряду. Зато они не так боятся глубоких разрядов. Кальциевые АКБ на 70% меньше подвержены саморазряду, а выкипание воды – минимально. Обратная сторона медали – 3–4 глубоких разряда выводят батарею из строя. Ну а гибридные, свинцово-кальциевые АКБ – это середина как по перечисленным параметрам, так и по цене.
То, что глубокий разряд для аккумулятора вреден – понятно. А как реагирует батарея на перезаряд, и возможно ли такое явление в принципе?
Перезаряд батареи встречается значительно реже, чем разряд, но на ресурсе аккумулятора он сказывается тоже негативно: происходит осыпание пластин. На обслуживаемой батарее это видно на глаз – электролит становится бурого цвета. Классические свинцовые АКБ более чувствительны к перезаряду. Более современные свинцово-кальциевые или чисто кальциевые аккумуляторы менее подвержены такому свойству. Их состав пластин обеспечивает свойства своеобразной “самовыключаемости” – батарея практически перестает принимать ток, когда заряжена на 95–97%.
Сам перезаряд, как правило, связан с неисправностью регулятора напряжения. Зарядный режим переходит в перезарядный при регулярной продолжительной работе автомобиля, например – такси или междугородные рейсы. Причем зимой АКБ не так критично воспринимает перезаряд, как летом. Кстати, один из простых симптомов, по которому можно определить, что регулятор напряжения не в порядке – начинают подозрительно часто перегорать лампочки в фарах. |