Один белорус взял у знакомого дизельную машину и поехал в Литву. Из Литвы машину привезли на буксире – что-то с мотором. Двигатель не заводился, померили компрессию – ее не было. Разобрали – и увидели оплавленные поршни. Из-за чего это произошло – по вине водителя или причина в чем-то другом?
Ситуация
По рассказу водителя, дело было на трассе. Почувствовал потерю тяги, остановился. Что странно – обороты не сбрасывались до холостого хода. Более того – они вдруг начали самопроизвольно расти и поднялись почти до 4000 об/мин. Выключение зажигания не помогло – двигатель продолжал работать, а заглушить его получилось только варварским способом – удерживая тормоз, воткнуть на месте пятую передачу и бросить сцепление. Владелец машины сначала не поверил – по его мнению, водитель просто “поотжигал” по литовским скоростным автострадам и загубил дизель. Но механики, услышав симптомы, сказали, что водитель не при чем. Наоборот, он правильно сделал, что не растерялся и заглушил мотор. Иначе бы тот окончательно пошел вразнос, и последствия были бы куда хуже.
Причины
Первое, на что подумали – турбина. Бывает, что из-за разрушения ее втулок масло начинает поступать в камеры сгорания, и двигатель от этого разносит очень быстро. Но турбина была в порядке, уровень масла – тоже. Дело было в форсунках. Одна из них – в первом цилиндре – зависла в открытом положении. То есть, топливо лилось постоянно. Кстати, поршень в этом цилиндре был поврежден сильнее всего. Почему такое случается? Как правило – от изношенности или, чаще, засоренности форсунок из-за некачественного топлива. Перестраховаться от такого явления на сто процентов, наверное, невозможно. Но все же можно снизить вероятность его наступления. Часто, когда одна или несколько форсунок начинают неправильно работать, звук мотора становится жестче. Правда, услышать это на ходу зачастую проблематично даже для опытного человека. То есть, остается профилактика.
Действия
Некоторые производители рекомендуют менять форсунки после 120–150 тыс. км пробега. Понятно, что в наших условиях такое расточительство не особо приемлемо – для дизельного VW Passat B5 форсунки не дешевые. Но хотя бы промыть форсунки при таком пробеге – наверное, не помешает. Наименее затратный вариант – добавление в топливо моющей присадки, а наиболее действенный – проверка состояния “живьем” и промывка на стенде. Кстати, если приходилось заправляться сомнительным топливом, то промывка может потребоваться уже через 20–30 тыс. км. Кстати, если в морозы дизель плохо заводился по утрам, компрессия, а также все его узлы и агрегаты были вроде в порядке, одна из причин – частично засоренные форсунки. А если, например, двигатель плохо заводится “на горячую”, то один из вариантов – зависание запорного клапана, пока форсунка не остынет. При подобных симптомах во избежание вышеупомянутых последствий озадачиться состоянием форсунок заранее будет совсем не лишним. |