Джип-триал. Последний бой, он трудный самый…
На полигоне «Французская горка» под Борисовом состоялся пятый, заключительный этап Кубка Беларуси «Бобров – джип-триал» на призы Национального Олимпийского комитета Республики Беларусь. Победителями его стали легендарный «гомельский полтинник» — экипаж под номером 50 Вячеслав Шиленков/Андрей Каминский, из города над Сожем, и не менее легендарный и суперпопулярный у зрителей борисовский «керогазик» Сергея Добрякова, штурманом которого в этот раз был минчанин Алексей Дмитрук.
«Французская горка» словно создана для подобных соревнований. Здесь есть все, что необходимо уважающему себя джиперу: вода, грязь, глина, крутые откосы и место, где можно подлатать автомобиль. Вот зрителям сложновато – карабкайся туда-сюда по горкам… Впрочем, хотели триала – получите!
Первый день соревнований – классический триал. То есть все участники соревнований (а на старт вышло 26 экипажей), разделенные на три категории, тихо-мирно ковыряются в секциях, пытаясь за как можно кратчайший срок преодолеть все расставленные организаторами «ворота» всего-то сантиметров на 20 шире автомобилей. Правда, «тихо-мирно» и «ковыряются» - это значительное преуменьшение. Когда спортивные джипы карабкаются в горку, то рев стоит такой, словно полигон используют по прямому назначению – для танковых учений. А от «ковыряния» грязь летит на десятки метров в стороны, заставляя зрителей в панике разбегаться…
Кстати, о делении на категории. Оно весьма простое: категория В1 – «короткие» внедорожники с колесной базой до 2,5 метра. В2 – «длинные», с колесной базой свыше 2,5 метра. В обеих категориях автомобили должны быть укреплены каркасом безопасности. Еще одна категория – любительская и носит название «Хобби». Поучаствовать в соревнованиях в ней может практически любой владелец джипа, ибо специфических требований к внедорожникам «хоббитов» (их ласковое прозвище) не предъявляется.
Классический триал не создал особых проблем спортсменам (чего там – всего пару переворотов да вырванных ШРУСов). В категории В1 не было равных гостям из Москвы - Александру Папоротскому и Вячеславу Кондрашову на «Ниве» ВАЗ-2121. В категории В2 первое место завоевал гомельский экипаж Вячеслав Шиленков/Андрей Каминский на Nissan Terrano.
Зато в воскресенье легко не было никому. Карусельная гонка стала тяжелейшим испытанием для экипажей, и далеко не все выдержали 4 заезда по 9 кругов. Пусть и были эти круги «всего-то» по полтора километра…
Уже на первом круге первого заезда остановился Nissan Patrol Сергея Шика. По словам спортсмена, он хотел «красиво выскочить из поворота», но в результате у автомобиля «разулось» колесо и была повреждена рессора. Впрочем, эвакуировавшись после конца заезда в технический парк, Сергей Шик и его штурман Сергей Морозов буквально за полчаса привели автомобиль в порядок, и больше столь глобальных проблем у них не возникало.
Наиболее сложным участком стала большая канава недалеко от точки старт-финиш, заполненная жидкой глиной. Она полностью перекрывала трассу. Если в первом заезде большинство участников худо-бедно преодолели ее, то уже в начале второго заезда УАЗ Сергея Прозецкого и Михаила Гончара намертво засел на «траектории». Как ни старались другие участники соревнований «подтолкнуть» его, уазик лишь все глубже закапывался в глину… В результате остальным экипажам пришлось объезжать попавших в капкан товарищей по еще более топкой грязи. Удалось это лишь единицам. По очереди в канаве засели еще четыре джипа, и лишь неутомимый «керогазик» под управлением Сергея Добрякова при оглушительной поддержке восторженных болельщиков дважды проскочил топь благодаря легкой и оригинальной открытой конструкции, числящейся в протоколе как ГАЗ-69.
Однако обогнать весь пелетон на 3 круга Сергею Добрякову не удалось – автомобили «сидели» в грязи так густо, что проехать можно было разве что по крышам… Потолкавшись немного в поисках подходящего коридора и не найдя его, угомонился и «керогазик». После этого организаторам соревнований, под атаками разгоряченных спортсменов, пришлось «разруливать» ситуацию. Автомобили при помощи буксира, предоставленного ДОСААФ, эвакуировали, трассу расширили на полметра (чего оказалось вполне достаточно) и объявили дозаезд. Однако «керогазик» был уже практически недостижим, и помешать Сергею Добрякову и Алексею Дмитруку занять первое место в категории В1 могли только неполадки с техникой. А они хотя и были, но не столь глобальные, чтобы борисовско-минский экипаж сошел с трассы.
А борьба на трассе вошла в стадию бескомпромиссной. Джиперы подрезали друг друга, стараясь отыграть драгоценные секунды, шли на обгон в подходящих и не подходящих для этого местах. Перевороты автомобилей никого уже не удивляли… Счет пошел на вырванные мосты! Уже в последнем заезде один из автомобилей густо задымился, казалось, что он может загореться, однако обошлось. Тем не менее гонка была для него закончена.
В результате лишь два экипажа сумели преодолеть все 36 кругов дистанции – Range Rover брестчан Павла Стасюка/Николая Корзуна и Nissan Terrano Вячеслава Шиленкова/Андрея Каминского (Гомель). Они и заняли соответственно 1-е и 2-е места в карусельной гонке в категории В2. А вот в сумме, учитывая первое место в классическом триале, победу в этой категории праздновал именно «гомельский полтинник».
Кстати, во время одного из перерывов между заездами карусельной гонки корреспонденту «Автогазеты» удалось поговорить с Вячеславом Шиленковым.
- Трасса на первый взгляд казалась легкой, но посмотрите – на данный момент (прошла половина карусельной гонки. - Авт.) мы уже имеем 3-4 переворота, экипажи начинают выбывать. На самом деле не все так просто, как казалось. Но мне здесь нравится все равно. Я всегда приезжаю сюда.
— Этот этап чемпионата сложнее или проще других?
- Соревнования у нас, как правило, проводятся в разных городах – Бресте, Гомеле, Могилеве, Борисове... И каждый этап имеет свои «прелести» - разные грунты, рельефы, даже зрители разные! Но, впрочем, все это субъективно. Например, для меня самый лучший этап – в Гомеле, потому что там я ощущаю поддержку своих зрителей. Хотя, если честно, это налагает особую ответственность.
– Вы верите в приметы? Может, в вашем Terrano подкова прибита где-нибудь?
- Насчет подков у нас все в порядке – нет! А вообще-то, суеверия бывают… У меня, например, талисманом «работает» левая гоночная перчатка. Она уже дырявая, порванная, но я все равно вожу ее с собой в сумке. И очень расстраиваюсь, когда забываю ее дома…
В категории В1 Сергей Добряков и Алексей Дмитрук благополучно финишировали и заняли 1-е место в карусельной гонке в своей категории. Также на их счету 2-е место в классическом триале и в результате победа на этапе в целом.
В категории «Хобби» соревнования проходили только в классическом триале. Победу праздновал борисовский экипаж Петр Апет/Александр Апет на автомобиле ГАЗ-69.
Завершились соревнования традиционной церемонией награждения победителей, «душем» из шампанского и красочным фейерверком. Сезон джип-триала завершен.
Сергей КИЕНЯ, фото Олега ЛЕВКОВСКОГО |