ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ВНЕДОРОЖНИК, или ОСТОРОЖНО, ВИРУС!
Хороших машин для бездорожья не так уж и много. Среди них достойное место занимает Тoyota FJ Cruiser. Этот внедорожник даже в «стандарте» обладает неплохим потенциалом проходимости, а для его улучшения достаточно минимальных доработок.
Съезжать с асфальта на машине в штатном исполнении можно, однако соваться на настоящее бездорожье все же не следует. Нарядный автомобиль рискует повредить бамперы, которые сделаны из пластика. Для уверенного продвижения по пересеченной местности и грязи нужны соответствующие покрышки. Вывод напрашиваться следующий – машину нужно адаптировать к суровым условиям эксплуатации – тюнинговать. Тюнинг для автомобиля – это как дорогое украшение для гостиной: где-то он уместен, а где-то нет. Например Мitsubishi Рajero или любой SsangYong тюнинговать рука не поднимется, то ли дело FJ Cruiser – стильный потомок легендарной «сороковки», самого выносливого и крепкого внедорожника Тoyota. Хотя автомобиль гармоничен и в стандартном исполнении и заготовкой для тюнинга его никак не назовешь, но есть в нем какая-то «чертинка», которая заставляет владельцев FJ Cruiser с легкостью опустошать свои бумажники, а тюнинговщиков не только с чисто меркантильным интересом браться за дело. В Штатах FJ Cruiser сегодня – это едва ли не самый частый гость в тюнинговых центрах. Полугодовой FJ Cruiser запросто посоперничает с таким известным в области тюнинговых экспериментов «трансформером», как Jeep Wrangler.
“Заряженный” FJ Cruiser от Toyota Racing Development (TRD)
Этот потрепанный экземпляр прошел Nemiroff – Trofi
Этот эксклюзивный автомобиль попадает в страну только стараниями «серых» дилеров, из-за чего цена на него становится такой же экзотической, как и сам автомобиль. Тем не менее американская “бацилла”, растеряв за много тысяч миль пути свою силу, проникла и в нашу страну, и у нас появились тюнингованные FJ Cruiser.
Авангардный салон FJ радует глаз
FJ Cruise: гоночная версия BAJA 1000
Много доработанных машин, например, в Украине. Они уже во всю участвуют во внежодорожных приключениях. Оказывается, изначально автомобиль проектировался так, чтобы его можно было подвергнуть определенному тюнингу. Слегка усовершенствовать FJ Cruiser можно при помощи стандартного набора аксессуаров: “кенгурятник”, пороги, багажник, всевозможные защиты. Это все предлагается в качестве опций. Заводским тюнингом этой модели занимается спортивное подразделение Toyota Racing Development – знаменитое TRD. Недавно стало известно, что в 2008 году появится автомобиль в комплектации Trail Teams.
Если вы имеете стандартный FJ, то его можно подготовить и настроить на самое серьезное бездорожье и экстремальные условия эксплуатации. Американский рынок предлагает несметное количество всякого «улучшайзинга». Известные тюнинговые фирмы предлагают несколько вариантов обвеса, лифт-комплекты подвески, короткие главные пары, блокировки и пр. Предлагаем вашему вниманию один из вариантов такой подготовки.
Тoyota FJ Cruiser уже вовсю участвует во внедорожных приключениях
Для тюнинга был взят стандартный автомобиль в модификации с механической 6- ступенчатой КПП и полноприводной раздаткой и другими атрибутами. Предназначения этой машины: экспедиции, выезды на охоту и рыбалку и, возможно, любительский спорт. Заказчик сформулировал основные приоритеты: проходимость, защищенность, вместительность, возможность дальнобойных переходов по асфальту. Машина должна без проблем буксировать катер. Автомобиль дорабатывался в США специалистами знаменитого тюнингового ателье 4 Wheel Parts Performance Centre и далеко не прост, как кажется на первый взгляд, в нем все детально и поэтапно продумано. Начнем по порядку. Подвеска отлифтована с помощью американского кит-комплекта All-Pro Off-Road под лифт в 2 дюйма. Практика показывает, если предполагается нормальная ежедневная эксплуатация автомобиля, то его подвеску нужно «лифтовать» не более чем на 2–2,5 дюйма. Если же подъем больше, то получается спецтехника, не предназначенная для эксплуатации в качестве разъездной машины. Подвеска имеет усиленные рычаги и шарниры особой конструкции и более энергоемкие пружины и амортизаторы с выносными компенсационными бочками. Удовольствие не из дешевых, стоимость комплекта с установкой – 9255 долларов США. Спросите, зачем такие сложности? Зачем переделывать подвеску? Ведь можно установить другие, более жесткие и длинные пружины и амортизаторы. Дело в том, что при лифте с помощью пружин и амортизаторов изменяется кинематика подвески и ухудшается управляемость – подвеска-то спереди независимая. После этого может появиться рыскание при езде. Кроме того, характеристики амортизаторов не будут соответствовать жесткости пружин. Кардинально решить проблему можно только с помощью полного лифт-коплекта. Новая подвеска позволила установить колеса диаметром в 33 дюйма (в стандарте стоят колеса в 31,5 дюйма) шириной 12 дюймов – легендарные Мickey Thompson Baja MTZ. Когда автомобиль стоит на ровной площадке, кажется, что и 35-е колеса встанут как «родные». Теперь и 33-е колеса кажутся мелковаты. Но на самом деле это не так. Колоссальные ходы новой подвески выбирают все запасы. Между землей и рамой появилось семь дополнительных сантиметров. Много это или мало? Судите сами… клиренс уже – как у грузовика ГАЗ-66. Прекрасно смотрится на Тoyota FJ Cruiser силовой бампер Warn. Компания Warn – мировой лидер в производстве лебедок и силового оборудования для внедорожников, разработала массивный передний бампер, который полностью совместим с системой SRS (фронтальные подушки безопасности). Бампер из стали 4 мм с установочным местом под лебедку надежно защищает переднюю часть машины и прикрывает низ радиатора и передние рычаги подвески. В бампере вмонтирована лебедка Warn XD 9000 с тяговым усилием 4100 кг. Таким бампером можно запросто валить небольшие деревья. Не менее функционально выглядит и задний бампер Kayman другой знаменитой фирмы – АRB. Установка заднего силового бампера улучшила развесовку автомобиля. Усиленные пороги не только защищают кузов – под них можно подставить реечный домкрат хай-джек. Стоимость силового обвеса с лебедкой порядка 6 тысяч долларов США. Визуально автомобиль достаточно сильно изменился. Смотрится очень эффектно. Во внешности добавилось агрессии и появился ярко выраженный взгляд сверху вниз.
Под капотом изменения минимальные. Добавилась автономная печка Vebasto и второй аккумулятор
Задняя подвеска классическая: неразрезной мост на продольных рычагах, доработанная
В планах установка мощной защиты из алюминиевого сплава по всему днищу. Она способна выдержать удар о валун или встречу с бревном. Все агрегаты находятся внутри рамы. Установку дополнительного света и топливного бака оставили также на будущее. На машине установлен фирменный багажник. Он красив, но не слишком функционален и будет модернизирован.
На заднем бампере будет смонтирована «калитка» для запасного колеса. Существенно повысится «живучесть» петель задней двери, поскольку «запаска» их более не будет нагружать своим весам. Пока мы не смогли испытать автомобиль по-настоящему и обошлись легким “офф-роудом”.
Передняя подвеска независимая пружинная, доработанная
Все агрегаты трансмиссии спрятаны внутри мощной рамы
Первые впечатления от езды. Машина едет здорово! Идет красиво и легко. Ходы подвески на сжатие и отбой почти в два раза больше, чем на стандартной машине. Новая, правильно настроенная подвеска делает двухтонную машину почти невесомой. Как будет вести себя машина в экстремальных условиях бездорожья – покажет время. Несмотря на такие серьезные изменения, FJ рулится прилично и не “плавает” на дороге. Бытует мнение, что современные автомобили, в том числе и внедорожники, ввиду их повышенной технической сложности, не подходят для тюнинга. Toyota доказывает обратное. Однако все нужно делать «с умом», иначе, приобретя высокую проходимость, можно потерять все остальные качества. На последней SEMA Show – крупнейшей тюнинговой ярмарке в Лас-Вегасе, самой популярной «платформой» для доработки стала именно Toyota FJ Cruiser. Хотя дело, скорее всего, в просчитанном до мелочей маркетинговом ходе Тoyota. Сыграв на ностальгических струнах американской души, компания воссоздала классический образ Land Cruiser 40-й серии и “продолжила партию”, переключившись на поддержку фан-клубов и тюнинговых ателье. “Партитура” получилась насыщенной и выигрышной.
Профессионально подготовленный внедорожник для рыбалки, охоты и активного отдыха и эксплуатации в экстремальных условиях
Сергей ПРОТАСЕНЯ |