Ценовые войны белорусских автодилеров
После презентации новейшего поколения Audi A6 прошло совсем немного времени, и в минском фирменном автоцентре объявили ценник на доступные к заказу версии. На прошлой неделе наша редакционная группа приценивалась не только к этой новинке рынка, но и к другим популярным моделям в дилерских салонах. Выводы последовали как неожиданные, так и прогнозируемые.
Нужно заметить, что с повышением таможенных пошлин на автомобили для юридических лиц в Беларуси ситуация с ценообразованием у наших автодилеров сложилась уникальная. Некоторые из них работают по двойной схеме, предлагая новые автомобили как из салона, так и прямо с площадки иностранной компании, с которой сотрудничает белорусский дилер. Такие варианты, к примеру, есть у представителей Volvo, Opel, BMW, Mercedes, которые имеют либо прямые контракты с заводом, либо иностранного импортера–соучредителя. Здесь-то и скрываются некоторые подводные камни, о которых сегодня не стоит забывать.
Неожиданное открытие – автомобили Audi в Беларуси подорожали, но не настолько, чтобы стать недоступными для их поклонников. Новейшая модель – А6 с «автоматом», полным приводом и далеко не бюджетным бензиновым мотором 2.8 предлагается в минском салоне Audi за 33.450 евро. При сравнении с прайсами конкурентов цена на новинку сезона 2011 выглядит как насмешка. Ведь за аналогичные модели BMW 5-й серии и Mercedes-Benz Е-класса покупателю придется выложить дополнительные 12-15 тыс. евро или отправиться за этими автомобилями в Германию или США. Не удивительно, что в это время все Audi, поставляемые официально в Беларусь, будут просто раскуплены.
С одной стороны, если покупать сегодня новый автомобиль прямо из салона через дилера, то должно получаться дороже, поскольку таможенные пошлины для юридических лиц выше, чем для «физиков», собственно, из-за чего так и беспокоятся наши официальные поставщики машин. Например, популярный в Беларуси VW Passat, за который автодилеры совсем недавно просили от 18 до 35 тыс. долл., теперь взлетел в ценовой диапазон от 30 тыс. долл. и выше. Французская малолитражка Renault Megan сегодня оценивается поставщиком от 17.900 до 23.900 долл., что у наших покупателей может вызвать лишь легкий шок. И с сожалением посмотрев на ценник, они быстро пойдут на авторынок, где «годовалую» модель большего класса Laguna с опциями можно приобрести по цене базового «Мегана».
Если заглянуть в минский шоу-рум Mercedes-Benz, то можно обнаружить разницу в 20 процентов между ценником в салоне и ценой нового автомобиля, привезенного частником из Европы, или... в 40%, если поставка идет из США. Подобная ситуация существует и с многими другими марками, хотя в этом ряду есть исключения, которые заставляют задуматься о выгодности покупок из-за границы.
После изучения ценника на новые автомобили компании Audi можно прийти к выводу, что цены в минском салоне с полной растаможкой оказываются ниже, чем в Германии на аналогичные версии. Причем даже частное лицо не привезет новую Audi дешевле минского дилера. То же самое можно сказать о Suzuki и Citroёn.
Как только эти дилеры объявили свои цены, к ним сразу поехали за новыми автомобилями… россияне, которым теперь не нужно дотаможивать купленные у белорусских автодилеров машины. Более низкая цена в Беларуси получается за счет отсутствия НДС при уплате таможенных платежей. Отсюда и меньшая цена, чем в России. Сколько просуществует подобная ситуация на нашем рынке, никто не знает. Само собой, новые машины этих марок сегодня выгодно покупать в наших дилерских салонах самим белорусам. Ведь через какое-то время их можно выгодно продать тем же россиянам.
До выравнивания таможенных пошлин минскому салону Renault остается лишь рассчитывать на продажи самых бюджетных версий. Более любимые нашими соотечественниками Megane и Laguna улетели со своей ценой за облака. Как результат – за «французами» все идут на автобазар.
Если же выбирать машину для более длительной эксплуатации, то сегодня есть смысл покупать однолетние машины как премиальных, так и других брендов за границей и воспользоваться льготной растаможкой для физлиц. Например, «годовалый» Mercedes-Benz М-класса с пробегом до 20.000 км дешевле нового на 30 процентов и в итоге обходится дешевле нового в минском салоне на 45 процентов. То же самое можно сказать о новинке прошлого года BMW 5-й серии. А вот новый Audi лучше купить у нас, что приятно удивляет покупателей и заставляет напрягаться ближайших конкурентов. Новые модели Opel также невозможно купить дешевле в Германии, поэтому лучше обратиться в минский салон. Что касается японской группы, то практически все «японцы», купленные в наших автосалонах, обойдутся дороже нашему покупателю, чем привезенные самостоятельно из-за границы. Самые большие рекорды в ценовой разбежке между «официалами» и «частниками» наблюдаются в элитной группе японских внедорожников. Топовые в своих модельных рядах Land Cruiser 200, Nissan Patrol и Mitsubishi Pajero у дилеров сегодня дороже, чем в 2009 году на 20-30 тыс. долл. как из-за повышения пошлин, так и благодаря возросшему курсу японской иены. Поэтому сегодня эти машины идут к нам усиленным потоком как из Эмиратов, так и других стран.
Mercedes-Benz ML: Наиболее выгодно покупать немецкие внедорожники либо у себя на родине в Германии, или в США. Больше всего теряют в цене «заряженные» автомобили с пробегом.
Подводя итог этому краткому экскурсу в ценовой кавардак нашего авторынка новых автомобилей, можно прийти к выводу, что не так страшны новые пошлины для покупателей, которые не привязаны к конкретной марке и могут легко переключиться на другой бренд исходя из предложенной цены. Тем же, кто привык ездить на свежих автомобилях, но не из белорусского автосалона, лучше поторопиться с покупкой, поскольку времени до обозначенной даты 1 июля остается все меньше. Что касается покупателей более подержанной техники, которых сегодня большинство, то в случае повышения таможенных пошлин покупка престижного автомобиля для них станет либо несбыточной мечтой, либо резко подорожавшей вещью, на которую уже не хватит денег. Выход останется один – покупка бюджетных машин начального уровня, о которых у нас временно все забыли. В любом случае варианты всегда будут, в чем можно не сомневаться. Даже включая тот, что таможенные пошлины на автомобили для частных лиц останутся прежними, поскольку в нашей стране нет собственного легкового автопрома.
Бестселлер белорусского рынка VW Passat сегодня не может козырять ценой, как это было до повышения таможенных пошлин для юрлиц. Теперь его стоимость находится в ценовом диапазоне за .000. Можно, конечно, ужаться в более скромные рамки и выбрать самый бюджетный мотор и комплектацию. Но это уже будет не «Пассат», а легкий ветерок на дороге. Ситуацию может спасти лишь имидж самой добротной немецкой машины для среднего класса.
Леонид РЕГИНЕВИЧ |