«ПРОХОДНЫЕ» ЛЮБИМЦЫ
В нашем обзоре – четыре седана: Ford Focus, Mazda 323 (BJ), Renault Megane и VW Bora. Все они выпускались в одно время, но Bora заметно дороже остальных. Оправданна ли высокая цена этой машины или есть смысл сэкономить, выбрав более доступного конкурента из «проходных» по растаможке малолитражек?
Немецкая VW Bora – наиболее престижная в обзоре модель, что и обусловило ее наивысшую рыночную стоимость. Сравнив одинаковые по возрасту автомобили, мы выяснили, что Бора существенно дороже ближайшего по цене конкурента Ford Focus в среднем на $ 2-3 тыс. Наиболее доступным в нашей четверке является «старичок» Renault Megane – он дешевле Mazda323 приблизительно на $ 1 тыс. Цены на эти автомобили 1998-2002 годов выпуска имеют большую разбежку, поэтому приводить их не имеет большого смысла. Но тенденция все же заметна.
Кто самый стойкий
Начнем с одной из наиболее важных характеристик, особенно в наших условиях эксплуатации, – коррозионной стойкости. В этом Bora на высоте, если автомобиль не побывал в дорожных передрягах, то проблем с «рыжей напастью» у него нет. Но у всех остальных машин есть уязвимые места. У Focus ржавчина появляется на крышке багажника под задней декоративной планкой: болты ее крепления со временем ржавеют, и коррозия переходит на крышку. На 323-х последних годов выпуска отмечены сколы краски на арках задних крыльев, которые впоследствии поражаются коррозией. А на Megane первых годов выпуска ржавчина может появиться в местах стыков сварных швов на задних колесных арках.
Самый удобный
Самым просторным салоном отличается Focus. Наименьший запас свободного места для ног задних пассажиров – в Bora. Но все же они не будут упираться коленями в спинки кресел: благодаря грамотной планировке внутреннего пространства и удачной форме передних сидений, в спинках которых сделаны углубления для ног, впереди и сзади одновременно смогут усесться люди высокого роста. При этом салон Bora выгодно отличается от остальных участников обзора тем, что он выполнен добротно и очень качественно. Сразу же ощущаешь, что сидишь в более престижной машине. Из слабых мест следует упомянуть разве что «концевики», встроенные в дверные замки, – они могут выйти из строя. В Мазде критике можно подвергнуть шумоизоляцию – так, сильнее, чем хотелось бы, прослушивается двигатель, а с ростом скорости – дорожный шум. У Megane «хромает» обзорность, которую немного перекрывает передняя левая стойка. Особенность электрооборудования Megane – центральный блок коммутации (ЦБК), который управляет вспомогательной электроникой автомобиля. При неквалифицированном вмешательстве ЦБК можно вывести из строя. А вот к салону Focus каких-либо претензий у специалистов нет.
Приборная панель Focus в прежнем фирменном стиле New edge до сих пор вызывает неоднозначную реакцию – уж очень она своеобразна
Сдержанно оформленный салон Bora выглядит намного солиднее и добротнее, чем у остальных. Эргономика и качество отделочных материалов на высоте
В практичности фору всем даст «француз», именно он более всего приспособлен для перевозки грузов и различного багажа. На последнем месте по этому параметру – «японец».
Моторная сила
Наиболее широкая линейка силовых агрегатов у Bora, а самая скромная она у 323-й. К тому же многие агрегаты «японца» отличаются недостаточно высокой литровой мощностью.
Меньше всего претензий отечественные механики предъявляют к двигателям Focus и Mazda 323. Характерная особенность моторов «немца» – «подъедание» масла при движении на высоких оборотах, хотя неисправностью это не является. Кроме того, отмечен выход из строя топливного бензонасоса при засорении его приемной сетки. А еще специалисты советуют воздержаться от покупки 8-клапанных моторов объемом 2,0 л – эти двигатели устанавливались на американские версии, и запчасти к ним не всегда есть в наличии.
В процессе эксплуатации 323-й характерные проблемы отмечены только с 1,5-литровыми двигателями: выходят из строя электронные модули зажигания, может течь масло из-под прокладки поддона мотора и засоряются расходомеры воздуха. Особенность всех без исключения силовых агрегатов – со временем (через 100–150 тыс. км) они нуждаются в регулировке тепловых зазоров клапанов.
“Европейцы” менее надежны
В агрегатах Megane и Bora зафиксировано больше неполадок. Так, мотористам часто приходилось ремонтировать двигатели «французов» по причине перегрева, поэтому нужно внимательно следить за тепловым режимом их работы и герметичностью системы охлаждения. В 1,4-литровом «16-клапаннике» его провоцируют утечки антифриза из-под корпуса термостата, а в 1,4- и 1,6-литровых 8-клапанных моторах он течет из-под шпилек крепления выпускного коллектора, которые входят в рубашку системы охлаждения. Кроме того, из-за применения некачественного бензина быстро выходит из строя катализатор отработавших газов, а в «8-клапанниках» еще и трескается выпускной коллектор. В дизелях со временем изнашивается и приходит в негодность терморегулятор холостых оборотов двигателя. Все остальные моторы, за исключением «16-клапанников», при чрезмерно шумной работе на холостых оборотах нуждаются в регулировке тепловых зазоров клапанов.
Проблемы с системой охлаждения могут возникнуть и в агрегатах Bora, отмечены случаи разрушения пластиковой крыльчатки помпы и выход из строя термостата с электронным управлением. В моторе 1,8 Turbo к пробегу в 150 тыс. км может прийти в негодность привод механизма регулировки фаз газораспределения, теряет герметичность прокладка кожуха механизма регулировки фаз и выходят из строя индивидуальные катушки зажигания. 2,0-литровый бензиновый двигатель отличается повышенным потреблением масла (при пробеге около 100 тыс. км расход может доходить до 0,5 литра на 1 тыс. км). Со временем из-за попадания картерных газов засоряется дроссельная заслонка. Если ее не очистить, откажет потенциометр заслонки.
Кто с «автоматом»
Большинство участников обзора – переднеприводные автомобили. Полноприводные версии есть только у Bora. Их покупка не должна вызывать сомнений, по утверждению работников сервиса, версии 4Motion, оснащенные электронно-управляемой муфтой Haldex, подключающей задние колеса при пробуксовке передних, достаточно надежны.
Мазда 323 и Megane у нас чаще встречаются с механической КП, а вот «автоматы» легче всего найти среди Focus и Bora. Проблемы с «автоматами» обеих моделей не выявлены, однако «механика» каждой из них способна преподносить неприятные сюрпризы.
Дизайнерскими изысками салон Mazda 323 не отличается. По духу его оформление ближе к Bora
Торпедо Megane, так же как и у Focus, выполнено в стиле некогда популярного биодизайна
У Focus и Mazda 323 неполадки самые незначительные. Так, у «немца» из-за выпадения фиксаторной пружинки кулисы в МКП нечетко включаются передачи, а у «японца», который долго не эксплуатировался, тяги механизма привода переключения передач могут покрыться ржавчиной и будут подклинивать, затрудняя переключение. Слабое место «механики» Megane – сальник кулисы переключения передач, из-под которого нередко подтекает масло. Замена сальника очень трудоемка, и ее лучше всего приурочить к замене сцепления. Кроме того, со временем выходят из строя пластиковые втулки тяг переключения передач.
Многие МКП Bora служат без проблем. Ненадежным является только агрегат с индексом DUU – он отличается затрудненным включением первой передачи, а при активной езде могут оборваться заклепки крепления дифференциала. Хотя это не проблема, отечественные специалисты легко справляются с этой поломкой.
Лучшие для наших дорог
На наших дорогах более долговечными зарекомендовали себя подвески Focus и Mazda 323, сайлент-блоки рычагов и шаровые опоры способны прослужить до 100 тыс. км. У Megane и Bora эти детали продержатся около 80 тыс. км, а «расходники» задней подвески также служат очень долго. Быстрее всего в подвесках изнашиваются втулки стабилизатора поперечной устойчивости. Меньше они служат у Megane (20–30 тыс. км), немного дольше – у Bora (40–50 тыс. км), а у Focus и «триста двадцать третьей» способны «пробежать» 60–70 тыс. км.
Кстати, конструктивно ходовые моделей Ford и Mazda схожи – впереди применен традиционный McPherson, а сзади – «многорычажка». К тому же многорычажная подвеска Focus благодаря «мягким» сайлент-блокам наделена эффектом самоподруливания. Поэтому на хороших участках дорог машина отличается высокой устойчивостью, а вот на неровных – задок часто переставляет. У моделей Renault и VW впереди также применяется McPherson. Сзади у Megane торсионная балка, а у Bora – обычная балка скручивания. Более простые подвески Renault и VW отличаются доступным обслуживанием, а на ремонте ходовой Ford и Mazda сэкономить не удастся. Например, фирменные шаровые опоры у Focus и Mazda 323 поставляются вместе с рычагами. Правда, есть возможность отдельно установить неоригинальные «шаровые», но при этом нивелируется незначительное преимущество в долговечности ходовой. Вместе с рычагами поставляются и «резинки» задних многорычажек.
Самое беспроблемное «рулевое» – у Мазды. У Focus и Bora при больших пробегах могут дать течь сальники рулевой рейки, а у Megane – верхний сальник рулевого вала. Кроме того, у «француза» теряет герметичность датчик давления масла в системе гидроусилителя. Из-под него начинает подтекать смазка, что в итоге выводит датчик из строя.
К тормозной системе большинства автомобилей почти нельзя придраться, хотя у Megane суппорты задних дисковых тормозов не оснащены грязезащитными щитками, что приводит к ускоренному износу тормозных колодок и дисков.
Кто лучше?
Итак, попробуем ответить на главный наш вопрос: стоит ли переплачивать за самого дорогого участника обзора – Bora? По сумме итоговых оценок лидирует Ford Focus – 35 баллов. Второе место досталось VW Bora (33 балла), на третьем – Mazda 323 (32 балла), а замыкает таблицу Renault Megane (31 балл).
Значительный отрыв лидера Focus свидетельствует о том, что именно эта модель отличается наилучшим соотношением потребительских качеств и рекомендуется как оптимальный семейный автомобиль. Выбирать Bora стоит в том случае, если важен престиж транспортного средства, который у этой модели подкреплен соответствующим качеством изготовления и чувствуется в каждой детали. Несмотря на высокую надежность, Мазда 323 проигрывает вышеперечисленным автомобилям в практичности, а Megane оказался в самой нижней строке нашего рейтинга главным образом из-за того, что этот автомобиль уступает всем остальным участникам обзора в надежности.
Ford Focus
Плюсы
Наилучшее соотношение потребительских качеств.
Самый просторный салон.
Долговечная подвеска.
Хорошая устойчивость.
Минусы
Коррозия на крышке багажника.
Возможен выход из строя топливного насоса.
Сложность обслуживания мотора 2,0 л 8V.
Возможны проблемы с «рулевым» и кулисой в МКП.
Дорогостоящее обслуживание «ходовой».
Mazda 323
Плюсы
Надежность большинства узлов и агрегатов.
Хороший запас места на «галерке».
Высокий ресурс подвески.
Минусы
Могут поржаветь задние колесные арки.
Наименьший грузовой отсек.
Возможны проблемы с мотором объемом 1,5 л.
Высокая стоимость обслуживания подвески.
Renault Megane
Плюсы
Наибольшие грузовой отсек и грузоподъемность.
Беспроблемное «рулевое».
Доступное обслуживание «ходовой».
Минусы
Могут поржаветь задние арки.
Моторы восприимчивы к перегреву и требовательны к качеству топлива.
Поломка терморегулятора холостых оборотов (в дизелях).
Течь масла из-под сальника кулисы, датчика давления в г/у.
Повышенный износ задних дисковых тормозов.
VW Bora
Плюсы
Высокая коррозионная стойкость.
Большой выбор силовых агрегатов.
Доступное обслуживание подвески.
Беспроблемный «автомат» и полноприводная трансмиссия 4Motion.
Минусы
Проблемы с помпой, термостатом и дверными «концевиками».
Наименьший запас места сзади.
При больших пробегах возможны проблемы с мотором 1,8 T и рулевым.
Ненадежная «механика» (DUU). |