Французское кино
Ну кто хоть раз в жизни не видел французских фильмов? Во французских фильмах есть и юмор, бьющий ключом (Луи де Фюнес, Бельмондо...), и любовь, очень часто даже вместе в одном фильме. И всегда с таким шармом, добрым юмором и без капли агрессии. Французские актеры универсальны, они легко играют и бандитов (но не вызывают отвращения), и комиков, и донжуанов. И, конечно же, Люк Бессон со своими «Такси» и «Никитой»…

Вот такое же впечатление произвел на нас Париж со своей незабываемой суетой, нарядностью и свободой.
Поездка наша была в первую очередь подчинена цели – Парижскому автошоу, и времени на любование красотами Парижа у нас было не так много – его всегда не хватает, поэтому для официального выставочного визита был отведен первый день – открытие выставки, и второй день до обеда.
Серия 1. Никто не нервничает, но все торопятся
Ежедневно, выезжая из отеля и направляясь в центр Парижа, каждое утро мы становились в пробку… Ехать до выставочного павильона 20 км, а по времени – около часа. Никто не нервничает, но все торопятся. Ума не приложу, как можно в Париже туристам на автомобиле без навигации не заблудиться? И еще – нужно определенное мастерство вождения, к тому же необходимо учитывать темперамент французских водителей. Наш VW Passat двигался в потоке французских «малюток» очень гармонично… Конечно, преимущество у двухколесных, всадники этих мотоциклов, мопедов и скутеров оставляли всех автовладельцев в аутсайдерах. Мотоциклисты сбивались целыми ленточными стайками и виртуозно шныряли в плотном потоке машин. Им, как правило, уступают невидимый коридор между вторым и третьим рядами движения.
Вот мы и въезжаем в Париж – на развязке внутреннего и внешнего объездного кольца потоки разделяются, и движение становится не таким напряженным. По автопарку сказать особенно нечего – 90% автомобилей – «французы», причем машинки примято-поцарапанные встречаются гораздо чаще, чем без изъянов. Это часть французской манеры езды – вспоминается сразу Пьер Ришар…

Серия 2. Звезда французского кино
Итак, второй день выставки позади, и мы движемся через центр Парижа к Эйфелевой башне. Снова – все с тем же волшебным навигатором. Если вы все еще думаете о европейском «орднунге», забудьте, здесь светофор – особенно для пешеходов – понятие очень условное. Улочки настолько узкие, что через дорогу можно промчаться тремя прыжками. В 17 часов улицы просто заполнены людьми. Им не хватает места на тротуарах, они шагают по проезжей части очень смело и не отвлекаются при этом от беседы с друзьями.
Вот внезапно впереди тормозит такси и… шофер пару минут спокойно беседует с клиентом – куда ему нужно доехать, при этом его совсем не беспокоит, что его такси нельзя объехать и скопилась целая шеренга машин… сервис для клиента – важнее.

А вот – дама с собачкой, животное без всякого стеснения и страха выбегает на проезжую часть – здесь ей почему-то безопаснее… и принимается справлять нужду. Да, прогулки не для эстетов. К слову, собак во Франции, наверное, больше, чем детей. И стоят эти питомцы в среднем тысячу евро. Домашних любимцев здесь можно увидеть и в некоторых ресторанах.
Как же обстоит дело с парковкой, мы уже почти в самом сердце Парижа. Вдоль улиц сплошняком парковки заняты – мотоциклы, автомобильчики. У парижан стоит учиться искусству, например, упаковывать чемоданы – все компактно, ни сантиметра свободного пространства. Пробуем подземные паркинги. Заезжаем под землю, там нас встречает шлагбаум и автомат с кнопкой для выдачи чека: с этого момента идет отсчет минут за парковку. Минимальное время – полчаса (1,6 евро). Обидно, но свободного места не нашлось, и мы, проделав круг, снова выезжаем на поверхность. Теперь уже смеркается, и рабочий день заканчивается, будем надеяться, что на другом паркинге место найдется. Успешно паркуемся под площадью Лувра, принцип похож – все автоматизировано, оплата через автомат.

Выход из парковки прямо в галерею Le Carrousel (du Louvre). Перевернутая пирамида напоминает – мы под землей, над нами – площадь Лувра. В подземной галерее – бутики, магазинчики сувениров, книг, стекла, фирменный магазин Apple, кафешки и вход в музей Лувр. Билеты также продает автомат. Конечно же, вход в Лувр охраняется, ваши вещи проедут через сканирующий аппарат, а вам предложат пройти через металлодетектор. Такова се ля ви.

Прогулявшись по галерее, мы решаем – вернуться сюда завтра и совершить экскурсию по парку, а сегодня нас ждет Эйфелева башня.
Как было бы замечательно побывать на башне днем, в теплую безветренную погоду. Но нам везет еще больше – с точностью до наоборот. Вечер, сумерки, умеренный прохладный ветер, плюс 8 градусов и часто моросящий дождик. Мы с зонтиками приближаемся к башне.
К нам навстречу бегут из темноты со светящимися безделушками какие-то люди. А, торговцы сувенирами. Афрофранцузы без ошибки определяют нашу принадлежность и навязчиво твердят: «Купи, недорого». Поторговавшись – берем несколько «башенок», весело перекидываемся парой–тройкой расхожих фраз и топаем к кассам. К кассам можно пройти только через досмотр личных вещей – вежливо просят предъявить рюкзаки к осмотру. Запрещается нести с собой на башню бутылки с жидкостью, палки, колюще-режущие предметы. Патрулируют площадь солдаты по трое–четверо в полном обмундировании и с оружием.
Касса… очень быстро движется очередь, можно ехать на лифте до самого верха (274 метра), стоит это 13 евро для взрослого, или ограничиться 130 метрами – по 8 евро за человека. Принимая во внимание погодные условия – решаем, что нам хватит высоты в 130 метров. Лифт со стеклянными стенками неспешно тащит нас по черному туннелю вверх. Итак, наш выход. Лифт доставляет нас в застекленный зал, из которого по кругу 4 выхода на разные стороны света на открытые площадки. Наши попутчики не торопятся выходить наружу: на такой высоте только предметы внизу кажутся маленькими, а вот ветер и дождь – это все усилилось. Промокнув за считанные секунды и посмотрев виды со всех четырех сторон, мы считаем свой долг полностью выполненным: на башне мы побывали!

В лифте я заметила француженку, очень хорошо выглядящую даму средних лет. Лучистые задорные глаза, короткие вьющиеся светлые волосы, свежее приятное лицо. Вспоминается Катрин Денёв… Она была со спутником – высокий брутальный мужчина. Без сомнения – влюбленная парочка. А из одежды на ней – туфли на шпильке, легкое струящееся платье, шарфик и плащ… На фоне большинства туристов, которые были в куртках, джинсах, замотанные теплыми шарфами и в шапках, она выглядела такой сказочной, почти невесомой. Спустившись на первый этаж, влюбленная пара, взявшись за руки, бегом побежала к своему джипу и растворилась в ночи… оставляя после себя приятные ассоциации и ароматный шлейф дорогого парфюма.
В 21 час на башне зажигают иллюминацию, как будто нам на прощание вспыхнули огни. Я выворачиваю шею и вновь, и вновь оборачиваюсь, стараясь запечатлеть в своем сердце праздничное настроение от города, который стоит увидеть хотя бы раз в жизни.
Серия 3. Красота по-французски
Следуя нашим планам, утром следующего дня мы прибыли к парку Тюильри (Tuileries). Погода нам благоволила – безветренное ясное утро. Парк также охраняется солдатами, наверное, приятно нести службу в таком историческом месте.
На пути к саду Тюильри, как бы продолжающему двор Лувра, вам попадется арка Карузель (Arc du Carrousel). Над главными воротами сада Тюильри когда-то стояли великолепные бронзовые кони – квадрига скульптора Лисиппа, бывшая некогда украшением собора Святого Марка в Венеции. В Париже они оказались после итальянской кампании Наполеона, не упускавшего случая прибрать к рукам произведения искусства всех времен и народов, способные послужить делу имперской пропаганды. Коней, впрочем, венецианцы сами украли в свое время в Константинополе, но французам их пришлось вернуть, зато арка до сих пор украшена барельефами в честь наполеоновских побед. Сейчас на арке установлена бронзовая колесница.

Парк сохранился после того, как дворец Тюильри, бывший резиденцией королевы Екатерины Медичи, королей Людовиков и самого Наполеона, был сожжен. До сноса дворца сад Тюильри был дворцовым парком, отделявшим весь Луврский комплекс от Парижа. После пожара 1871 года этот дворцовый парк превратился в общественный, главная аллея которого служит как бы продолжением Елисейских полей и подводит улицу непосредственно к Лувру.
Края террасы, простирающейся во всю длину сада, уставлены мраморными скульптурами и вазами, отделенными друг от друга померанцевыми деревьями. Внизу террасы расположились бронзовые статуи, а за ними – круглый бассейн с фонтаном, в котором плавали два прекрасных лебедя. По сторонам бассейна располагались цветники, где тоже были устроены бассейны, а за ними прекрасная каштановая рощица, в которой всегда царствует прохлада. Вокруг этой рощицы расставлены статуи, изображающие Аполлона с музами.
Западная часть сада Тюильри очень правильно распланирована, а вот восточная имеет совершенно другой вид. Здесь очень много живописно расположенной зелени, к тому же она богато украшен множеством скульптур и художественных памятников, таких как Венера с голубкой, Прометей и Фидий, Лев со змеями и др.
Раньше возле главного входа стояли два статных конных гренадера с обнаженными палашами, которые всем своим видом внушали даже чувство некоторого страха. А над главным входом в парк когда-то красовались огромные бронзовые слова: Liberte, Egalite, Fraternite (Свобода, Равенство, Братство), но накануне провозглашения Наполеона Бонапарта императором их сломали.

Сад является любимым местом отдыха парижан, здесь можно увидеть и художников с мольбертами, расположившихся у статуй; и прогуливающихся туристов с фото-видеотехникой, они останавливаются буквально у каждой статуи, пытаясь ее запечатлеть; и влюбленных, которые могут затеряться в зеленых рощицах среди статуй Аполлона с музами.
Очень нарядное, красивое место. Здесь время не течет – оно остановилось и предлагает никуда не торопиться, а наслаждаться прекрасным.
Выруливая на своем автомобиле из центральной части Парижа, мы не можем удержаться от соблазна бросить в Сену монетку на возвращение. Париж – незабываемый город, только здесь можно почувствовать себя одновременно и среди множества людей, и совсем одиноким. А время в этом городе, как маленькое кино, в котором ты и режиссер, и актер, и зритель одновременно.
Вот на этой ноте мы покидаем город, но наше путешествие не заканчивается: впереди 2500 км до Беларуси, дорога через 5 стран. Ощущение праздника мы увозим с собой. До новой встречи, Париж!
Наталья РЕГИНЕВИЧ
Стоимость топлива в странах, через которые мы проехали

Польша 1 евро = 3,98 PLN

Чехия 1 евро = 24,9 CZK


Люксембург. Цены в евро. Рай для автомобилистов Евросоюза. Целые улицы заправок со сказочными ценами на топливо. Этим активно пользуются голландцы, французы, бельгийцы и немцы. |