Для того, чтобы понять - как работают сегодня пограничные и таможенные службы Беларуси на границах, нужно всего лишь поехать в соседнее государство из Евросоюза. На прошлой неделе наш редакционный автомобиль совершил поездку в Польшу, мы выезжали в польский Белосток. Именно туда отправляется на автомобилях большинство белорусов для заграничного шопинга, поскольку в польском посольстве сегодня отменены специальные приглашения для получения виз.
Въезд в пограничную зону Беларуси, едем за 4-м регионом
Итак, автомобиль заправлен, «зеленая карта» на 15 дней выписана и нам осталось лишь выбрать пункт пересечения границы. Выезд из Минска намечен на 7 утра по направлению к Берестовице. По дороге план меняется. После получения данных об очередях на белорусско-польской границе меняем маршрут и едем из Волковыска на переход в Брузги.
Перед въездом на переход в Брузгах есть хорошая информационная схема
Получился небольшой крюк на 20-30 км, но в Брузгах очередь отсутствует, а в Берестовице 50 машин на выезд из РБ по состоянию на 10 утра. Дорога из Волковыска на гродненский переход конечно похуже, но чужие здесь не бывают, поэтому выбоины в асфальте на этой дороге норма. В итоге, подъезжаем к Т-образному перекрестку: налево Белосток - направо Гродно. Перед нами стена из очереди грузовиков. Поворачиваем налево и едем, как оказалось, по VIP-полосе. Справа грузовики, а над дорогой указатель движения по полосам. Легковые должны ехать справа от грузовой очереди. Подъезжаем к пограничнику и объясняем ситуацию, что сквозного проезда через грузовой «строй» при выезде на перекресток нет, на что служивый отвечает, - ничего не знаю, езжайте обратно, находите «щель» между грузовой очередью и переезжайте на другую сторону дороги в свою очередь. Благо, очереди легковых авто на данный момент пока нет.
- А можно ли проехать сразу к шлагбауму? - спрашиваю пограничника.
- Конечно, нет. По голове получу, - отвечает человек в форме, и мы с пониманием разворачиваемся обратно. Далее протискиваемся через первый попавшийся зазор между грузовиками и снова подъезжаем к шлагбауму, но уже с другой стороны грузовиков. Главное – маневры!
Поездка в Польшу на автомобиле. С белорусской территории в Польшу едет много «бензовозов»
На часах 11-30 дня и за нами стали подкатывать Пассаты В3-В4. Местные “бензовозы”, 4-й регион. Белорусскую сторону проезжаем быстро и оказываемся у поляков. Еще полчаса и наш автомобиль берет курс на Белосток. Для себя отмечаем, что польские стражи границы осматривают автомобили более тщательно, чем наши службы. Судя по всему наша дешевая водка и сигареты их заставляют напрягаться.
Вот и Польша
К Белостоку из Августова, который севернее к Литве, идет приличный автобан
В Белостоке первым делом едем в шинный магазин. Наша задача привезти комплект колес на наш автомобиль и изучить правила провоза подобных товаров через границу. В отделе продаж шин весьма оживленно. В основном наши белорусы.
Неудивительно. Спрашиваем цены. С учетом возврата польского НДС, все дешевле на 40-50% чем в Беларуси. Выбор довольно неплохой. Континенталь, Барум, Клебер. Берем Континенталь 205/55R16. В пересчете на доллары получается 115$ за колесо, с учетом возврата налога. На всю покупку с оформлением VAT(польский НДС) уходит 15 минут. Поляки-продавцы в приподнятом настроении. Бизнес у них идет отлично. Еще бы! По их ценам у нас купишь разве что корейскую или китайскую резину не самых лучших брендов. Да и с наличием товара куча вопросов. Купишь Opony в Польше – съэкономишь грошы. 100$ на комплекте R15 лишними не будут. Но только лишь за шинами в Белосток ездить накладно.
Стоимость автомойки в злотых, Польша
Возле шинного магазина организована выставка «Наследие советского прошлого»
Шины в багажник, едем в торговый центр Ашан.
Заезжаем на свободную парковку. Внутри магазина также немноголюдно. Также встречаются наши соотечественники. Цены здесь не самые низкие, но выбор кое-какой есть. Тоже самое в другом крупном торговом центре - Бяла.
Белорусы тоже мелькают в торговых рядах и берут в основном бытовую химию, памперсы, кофе, чай и недорогие мясные продукты. После короткого шопинга едем на границу. Там нас ждет самое интересное на сегодня.
После коротких раздумий берем курс на Брузги и попадаем.. в очередь из тех же «бензовозов», примерно 100 машин на въезд. Мимо по встречке постоянно кто-то едет вперед. Кто-то кому-то занял очередь, кто-то покупает проезд без очереди. Одним словом - бардак.
Сайт нашей пограничной службы ничего подобного не указывал. Лотерея? На часах 20-00 вечера. За нами через полчаса уже около 20 машин. В основном перевозчики топлива. Подхожу к водителю Пассата B3, который за мной. Молодой парень, ездит раз в положенные пять дней с топливом к поляку, который пашет своими тракторами 100 гектаров польской земли. Белорусскую солярку польский бизнесмен покупает охотно за 4.2 злотых/литр, что дешевле на 30 процентов чем на польских АЗС.
Цены на польских заправках не сахар. Курс злотого к доллару – 3.21$
Мой собеседник признается, что занятие с поездками за границу не из лучших, но свои 100 долларов за поездку он получает. Иногда привозит товар, но по «красному» каналу часто ездить не рекомендует. Была б работа в Беларуси, бросил бы этот временный заработок. Но в его провинциальном городке, что в Гродненской области больше чем 1.5 миллиона белорусских рублей не платят. В итоге – топливный и товарный бизнес приносит более-менее сносные деньги. Разговор плавно переходит на другие темы. Тем временем продвигаемся дальше к свету цивилизации на переходе. Вдоль польской дороги освещения для очереди не предусмотрено.
На удивление очередь к шлагбауму подошла всего за полтора часа, что довольно быстро для границы с РБ. Заезжаем к полякам на отметку VAT. Те, кто без товара, проезжают мимо и проходят поляков всего за 20 минут. В основном, те же «бензовозы». Мы теряем около 2.5 часов на прохождение польского пограничника и таможенника, получаем штамп на документ с VAT и едем к белорусам на красный канал.
Здравствуй, Родина! На часах почти полночь. Всего в Брузгах работало 3 «красных» канала и два «зеленых». «Профессионалы» топливного дела почти все на «зеленом». Спустя час понимаем почему. Наша очередь из 10 машин за час не двинулась даже на метр, в то время как «зеленый» канал пропустил около 30 «бензовозов» и «пустых» туристов на выезд с канала. Подходим за разъяснениями к ближайшему таможеннику. В ответ слышим что-то невнятное про то, что на вашем канале должен работать другой сотрудник и его эта ситуация не касается.
Пошел второй час в «красном» канале. Появляется «наш человек» с недовольным лицом. На улице зябко, он заставляет водителя первой машины выгружать вещи на весы, недовольно машет руками, берет декларацию и покидает свой ряд на целых 25 минут и сидит все это время в своей теплой будке. Все в ожидании безропотно сидят в машинах. Начнешь качать права – могут отправить на досмотр с пристрастием. А кто из обычных людей знает свои права?
Опуская детали, мы наблюдали одну и ту же картину с другими 8-ю водителями перед нами еще 4 часа. Мимо в это время проезжает сотня «бензовозов» по «зеленому» каналу. Хочется выйти и крикнуть невозмутимым таможенникам: - «Вот кто подрывает экономическую безопасность Беларуси, таская беспрепятственно топливо через границу, а вы «парите» здесь тех, кто везет один раз в год телевизор или шины. Что же вы «маринуете» тех, кто решил задекларировать разрешенный к провозу товар?»
Но эмоции здесь лишние. Вот на соседнем красном канале уставшая девушка с плачем, что-то доказывает таможеннику. Всего-лишь 4 часа ночи. Девушку поставили перед фактом, что она должна за что-то уплатить или вернуться назад в Польшу. Подъезжаем к своему «приемщику».
- Что везете? - с явным пренебрежением спрашивает таможенник.
- 4 колеса, - отвечаю уже немолодому и явно уставшему человеку на службе.
- 4 колеса или шины?, - звучит следующий вопрос.
- Шины, - уточняю в ответ.
- Тогда выгружайте шины и все вещи из машины на весы, - следует в приказном порядке распоряжение «нашего» таможенника.
Закинув на весы, шины весом 35 кг, продолжаю выкладывать туда остальные покупки и личные вещи пассажиров.
- А почему я должен все это укладывать на весы, которые уже показывают 54 кг? - осведомляюсь у своего контролера. - Ведь это вещи еще 2-х пассажиров. Причем среди них нет товаров к декларированию.
После легкой перепалки слов о том, где тут чье, таможенник уходит в свой «офис» еще на 15 минут.
Похоже, этот бастион пройден. Но почему такое отвратительное отношение к тем людям, которые сами заехали в «красный» канал для честного декларирования? Беру свой пропуск с отметкой нашего «добродетеля» и сажусь в свой автомобиль. Наверное, нужно радоваться, но уже 5 утра, мы устали и остался неприятный осадок от общения с таможенником. Первый раз в такой ситуации за все поездки за границу в течение последних 10 лет. А может сейчас подобное отношение ко всем тем, кто едет по «красному» каналу в РБ норма? Чтобы меньше ездили за рубеж и меньше покупали там какие-либо товары? А как же с «бензовозами», которые ехали за мной и уже к половине первого приехали в Гродно или еще какие-то пункты неподалеку от границы? Вот сейчас вышло очередное постановление об ограничении поездок за границу. Изменит ли оно ситуацию на белорусской стороне границы? Вопросов по этому поводу масса.
Первый, более-менее цивилизованный пункт придорожного сервиса по дороге в Минск. До него от границы не меньше 100 км! Не все доедут после ночи на границе до крупного города. Кафе-отель «Гостинный двор»
Возле «Гостинного Двора» есть постояльцы. Легковушки ни одной
У нас тоже могут обустроить стоянку красиво
«Бензовозы» будут ездить реже, а вот будет ли комфортным и прогнозируемым проезд через нашу границу с декларацией - под одним большим вопросом. Ситуация которую мы видели на переходе в Брузгах, вообще отнимает всякое желание ехать на автомобиле за границу. Там же на красном канале были и россияне из общего таможенного пространства. Куда поедут эти все путешественники в 5 утра с границы? Ведь, выезжая с перехода в Брузгах, можно направиться лишь в ближайший крупный город Гродно. Неизвестно где в этом городе искать место для ночлега. Чужие здесь не ездят, а европейцы тем более. Поэтому, попав на туманную дорогу с невнятными указателями, мы добрались до ближайшей заправки и наконец-то решили хоть немного поспать прямо в автомобиле. Родина нас встретила. А до столицы еще 300 км. Там на комфорт приграничной жизни смотрят по-другому. Меньше езди – меньше проблем.
Автогазета |