Аренда автомобиля и путешествие по Европе: полезные ньюансы
Индивидуальный отдых приобретает все большую популярность среди любителей дальних стран и незабываемых впечатлений.

Согласитесь, всегда приятнее окунутся в живую атмосферу чужой и неизведанной страны не «групповым» туристом, чья учесть сводится к осмотру стандартных памятников старины, а почувствовать на себе весь колорит местных жителей. Увидеть нечто экзотическое и волнующее воображение, а то и вовсе заехать в такие дальние уголки, где зевакам-туристам и быть не дано. Тем более собственные маршруты во время отпуска или загранкомандировки – настоящее спасение для тех, для кого собственный автомобиль – второй дом.
Многие из нас настолько привыкли к комфортному передвижению на машине в повседневной жизни, что мысль о железнодорожных расписаниях, в которые непременно надо уложиться, бронировании билетов, регистрации в аэропорту, оформлении багажа и прочих строгих ограничения в передвижениях вызывает чувство лени, даже психологические переживания и дискомфорт.
Другое дело, если вы только-только шагнули на землю государства, где вам предстоит побывать, а для вас уже готова любимая вами марка автомобиля, и вы вольны ехать в любом направлении. Знания о правилах и нюансах аренды автомобилей за границей помогут вам испытать все плюсы комфортного отдыха на себе.

Есть две главные вещи, наличие которых позволит вам практически в любой стране мира получить свободу передвижения по дорогам. Прежде всего это водительское удостоверение международного образца в виде пластиковой карточки с вашей фотографией и личными данными. Во вторую очередь вам понадобится расчетная банковская карта любой известной международной платежной системы. Не важно, является ли эта карта кредитной или дебетовой, т.е. когда вы можете пользоваться лишь средствами в пределах положительного остатка на карточном счете. Главное, чтобы это была как минимум классическая карточка, а не электрон. Разумеется, карта должна работать, а ее доступный лимит (ваши собственные средства или кредит банка) должен соответствовать сумме средств, необходимых для аренды автомобиля на нужный вам срок плюс размер залога. Не пугайтесь, если по возвращении домой вы обнаружите, что сумма залога за аренду автомобиля, заблокированная на карте автомобильным агентством, вам не доступна. Таков порядок работы агентств и платежных систем. Сумма будет разблокирована в автоматическом режиме по истечении 30 дней, либо это может произойти раньше, однако для этого вам необходимо обратиться в свой банк с заявлением о разблокировке. Ни в коем случае эти деньги не будут списаны с карты. Если, конечно, ваши обязательства по возврату автомобиля полностью выполнены.

С деньгами разобрались. Теперь поговорим о том, как и где лучше брать автомобиль в аренду, а главное – какой?
Рекламные брошюрки агентств по аренде автомобилей обычно ограничиваются названиями фирм, парком машин, ценами и адресами, условиями аренды. Совсем забывая рассказать о правилах выбора авто, индивидуальных для каждого автолюбителя. Представьте, что вы отъездили пару лет на своей, например, «Ниссан Максиме»: объем двигателя 2.0, V6, АКПП, передний привод, полный электропакет и т.д. В прокатном агентстве вам любезно предложили «Ниссан Альмеру» с объемом 1.6 и механической коробкой передач. Кажется, ничего сложного. Однако привыкание к механической трансмиссии может занять некоторое время: длина ходя педали сцепления, длина передач коробки, усилие на руль и т.д. В системе МКПП-АКПП таких проблем не происходит, так как человек привыкает к отсутствию педали сцепления за 10 минут, а вот пересесть с “автомата” на механическую коробку – это как снова научиться ездить. А ведь еще немаловажно в чужой стране по сторонам смотреть на новые знаки и новые правила движения и прочее.
Вторая главная проблема, которую не всегда учитывают путешественники, арендуя автомобиль, – размеры машины. В условиях быстрой адаптации желательно пересаживаться с большой машины на маленькую. Особенно это актуально для женщин, у которых пространственная адаптация не всегда адекватна. Чтобы избежать неприятных сюрпризов в виде сноса багажника или парковки с зацеплением бампера, лучше если женщина пересаживается в новой стране на арендованную машину по следующей системе: с механической коробки передач на “автомат”, с больших габаритов на меньшие. Мужчинам лучше избегать слабых машин, так как сильный пол привыкает к более активному маневрированию.

Бюро по аренде автомобилей
Итак, возвращаясь к нашему примеру. Если на стоянке имеются «Ниссан Максима» и «Ниссан Альмера», то лучше выбрать машину с наименьшими габаритами, но самую адаптируемую по трансмиссии и мощности двигателя. Таким образом, лучше взять «Ниссан Альмеру» АКПП, полный пакет, максимального объема двигателя, ГУР, кондиционер.
Многие фирмы Европы предлагают “пустые” «Рено» или «Пежо». Машины в целом неплохие, но пересаживание на данные автомобили сопряжено с неимоверным привыканием к этой “пустоте”. В любом случае, возьмете ли вы большую машину в полной комплектации или маленькую в “пустой”, ваша шея будет болеть через день, ноги через два дня, а голова уже по выезду из конторы по прокату машин!
Всех излишеств также лучше избегать. Полный привод требует серьезной адаптации, особенно если машина мощная, например джип!
Все агентства по прокату автомобилей можно условно разделить на две категории: крупнейшие в мире с многочисленными филиалами и совместными программами с ведущими отелями и платежными системами и вторая группа – локальные агентства, в каждой стране свои, а иногда просто небольшие фирмы при отелях. К первой группе относятся всем известные Avis и Hertz. В любом случае, оба варианта имеют свои плюсы и минусы.
Арендуя автомобиль в агентстве с разветвленной сетью пунктов проката по всей стране и за границей, вы можете не беспокоиться, где вернуть автомобиль: в любом городе, отеле или аэропорту, где есть отделение компании. В маленьком местном агентстве вам придется, как правило, вернуть автомобиль туда, где вы его взяли, что явно не удобно для путешествия по стране с разными вариантами начала поездки и ее окончания.
В большой компании богатый выбор автомобилей, но и цены выше. Местные компании в борьбе за клиента готовы идти на уступки, предоставляя возможность пользоваться различными дисконтными картами. В среднем аренда автомобиля обходится путешественникам в размере 25-50 долларов США в день, не включая бензин.

Арендовать автомобиль можно прямо в аэропорту
Крупное агентство имеет серьезный договор страхования автомобиля, в то время как условия страховки в небольшой компании могут иметь свои нюансы, в результате которых вы можете оказаться перед фактом существенных личных расходов при аварии или поломке автомобиля. Поэтому всегда стоит поинтересоваться условиями страхования, ваших правах и обязанностях при наступлении страхового случая.
Стоит помнить, что внесение каждого дополнительного водителя увеличивает стоимость страховки и соответственно сказывается на общей сумме аренды.
Если в Hertz или Avis с вас однозначно потребуют банковскую карточку для подтверждения вашей надежности и платежеспособности, в небольшом агентстве можно уговорить менеджера принять наличные.
Крупные фирмы более придирчивы и бюрократичны. Могут обращать внимание на ваш возраст и отказать в аренде, если вашим правам меньше года. В маленьких компаниях на это закрывают глаза.
В случае, если вам необходим автомобиль практически к траппу самолета, лучше всего забронировать его заранее перед поездкой, еще выгоднее сделать это бесплатно через Интернет, поскольку туркомпании, предоставляющие услуги по бронированию автомобилей в другой стране, берут за это комиссионные.
Получаем машину
Для того чтобы вам выдали автомобиль, необходимо предъявить права, загранпаспорт, кредитную карту. Также потребуется заполнить анкету с индексом, номером телефона для связи и подписать договор на аренду (Rental record). Забронировавшим автомобиль заранее через сеть придет подтверждение (Reservation Information) на электронную почту, и в момент получения машины нужно будет только подписать один документ.

Помимо обычного договора аренды вам придется подписать схему повреждений автомобиля (Addendum and statement of vehicle condition) – если они имеются, перед этим необходимо тщательно осмотреть автомобиль, за царапины и вмятины, не отмеченные в документе, расплачиваться придется вам.

За границей необходимо пристегиваться всегда! И не нарушать правила, даже когда никто не видит. Дорожные камеры зафиксируют ваш автомобиль, и штраф придет незамедлительно. Даже если к этому времени вы покинете страну, фирма, предоставившая вам в аренду автомобиль, спишет его с вашей карты. Если средств для оплаты штрафа на карте не окажется, вас могут внести в черный список, что грозит вам не только проблемами при аренде автомобиля в следующий раз, но и с выдачей визы на въезд в страну.
За рубежом много платных дорог. Так что не удивляйтесь: за все хорошее приходится платить.
Таковых довольно много во Франции и Италии. Платить необходимо при въезде на трассу, – если платеж разовый, или при выезде, если платят за километраж. О приближении к платной дороге заботливо предупреждают указатели. Желающие сэкономить время едут дальше, желающие сэкономить деньги – сворачивают на бесплатную дорогу-дублер. В Швейцарии и Австрии платных дорог нет, однако вас заставят заплатить разовый дорожный сбор.


Платный автобан
Часто дорожные сборы оплачиваются с помощью виньетки. Виньетка для автобана – это наклейка на лобовое стекло, на которой указывается время ее действия, при контроле сразу видно, оплачен ли дорожный сбор. Для проезда по швейцарским автобанам (обозначенными бело-зелёными указателями) необходимо купить виньетку. С 01.01. 2010 года годовая виньетка стоит 27,50 евро. Отдельную плату взимают за проезд через некоторые туннели и перевалы (с погрузкой а/м на спецсредства) Отсутствие виньетки карается штрафом в 65 евро.

Чешская виньетка Виньетка Швейцарии
Когда путешествие на арендованном автомобиле подходит к концу, заранее побеспокойтесь о времени и месте возврата автомобиля, чтобы не оказаться в выходной день перед дверьми закрытого офиса, да еще за пару часов до самолета. Кстати, возвращая машину на стоянку, не забудьте заправить бак, ведь после вас машину возьмут другие люди.
Приятных вам дорог!
Термины используемые в договоре аренды:
TAX – налоги.
LOCATION SERVICE CHARGE – оплата местного сервиса, если вы получаете машину на вокзале в аэропорту и т.д.
COLLISION DAMAGE WAIVER (CDW) – ограничение ответственности при повреждении. CDW – это не страховка, а уменьшение вашей финансовой ответственности при повреждении машины. В случае порчи арендованного автомобиля ответственность арендатора не превысит фиксированной суммы (франшизы), указанной в договоре. Обычно франшиза составляет от 500 до 800 евро (в зависимости от типа и марки автомобиля).
SUPER CDW – полное отсутствие ответственности при повреждениях.
THEFT PROTECTION (TP) – ограничение ответственности при угоне.
TP и SUPER TP – уменьшение финансовой ответственности при угоне.
PERSONAL ACCIDENT INSURANCE (PAI) – возмещение ущерба при несчастном случае. Аналог медицинской страховки, но распространяется только на случаи, которые происходят с людьми в машине или при посадке (высадке) из машины.
В договоре против пунктов CDW и TP ставится отметка INCLUDED (включен) и указывается сумма, свыше которой вы ответственность не несете и которая будет заблокирована на вашей банковской карте.
Отметка DECLINED против пункта FPO (Fuel Purchase Option) означает, что вы отказались купить заранее бак бензина и обязаны вернуть машину с полным баком.
Как приготовиться к дальней поездке?
«Вожу машину недавно. Впервые собираюсь в дальнюю поездку. Что стоит проверить, перед тем как ехать? Что стоит взять с собой?» – спрашивает нас читатель.

Подготовительные работы следует закончить примерно за неделю до поездки, чтобы была возможность обнаружить и исправить возможные недочеты подготовки.
Начинать же подготовку следует с проверки технического состояния машины. Лучше, конечно, сделать в специализированном автосервисе полную диагностику узлов и агрегатов. Если такой возможности нет, проведите проверку самостоятельно.
Двигатель
Если приближается пора замены моторного масла, заменить его лучше сейчас. То же касается и остальных технических жидкостей, а также свечей и фильтров, если близки сроки их замены. Обратите внимание на состояние свечных проводов (если они есть), даже при небольшой «усталости» их рекомендуется заменить.
Если же ТО двигателю было сделано недавно, достаточно внимательно осмотреть подкапотное пространство: где-то мог растрескаться шланг, где-то возможен дефект проводки.
Кстати, если планируемый маршрут имеет участки с плохим качеством дорожного покрытия, возможно, есть смысл установить защиту картера.
Ходовая часть
Обязательно проверьте работу тормозов. Особое внимание уделите состоянию тормозных колодок, работоспособности стояночного тормоза. На яме или подъемнике проверьте все детали ходовой части на предмет обнаружения подтеков, ослабления креплений, появления люфтов. Осмотрите все резиновые чехлы и пыльники.
Оптика
Большое значение в дальней поездке имеет чистота фар, фонарей и стекол (многие, кстати, забывают вытирать стекла с внутренней стороны).
Очень желательно отрегулировать фары. Это значительно уменьшит количество проклятий в ваш адрес при движении в темное время суток. Обратите внимание также на состояние ламп в фарах, они стареют и слабеют через определенный промежуток времени.
Что взять с собой?
В машине кроме стандартного набора (запаска, домкрат и баллонный ключ) на всякий случай должны быть: провода для «прикуривания», набор инструментов, насос или электрический компрессор, а также пара запасных ламп в фары. Все это желательно возить с собой и во время повседневной эксплуатации. А перед дальней поездкой список следует пополнить.
Если двигатель даже в повседневной эксплуатации расходует масло, захватите с собой канистру на доливку. На трассе при езде на большой скорости мотор будет потреблять масла еще больше, и есть риск оказаться где-нибудь в степи, что называется, с сухим щупом.
Возможно, стоит взять запасной комплект свечей (даже если вы перед поездкой установили новые). Основных причин отказа свечей две – заводской брак и заправка в дороге некачественным топливом.

Даже совершенно исправный автомобиль в дороге можно ухитриться перегреть, поэтому запас жидкости для системы охлаждения не помешает.
Ремкомплект для шин выручит в том случае, если проткнете пару колес в паре сотен километров от ближайшей вулканизации.
Что еще? Например, запасной ремень привода навесных агрегатов, набор предохранителей, автомобильную зарядку для сотового телефона, запасной ключ от вашего авто (пригодится, если дверь захлопнется, а ключ останется внутри), канистру с топливом (чтобы при случае избежать заправки на сомнительной АЗС).
Нужны ли запчасти?
А зачем? Предугадать, что именно сломается в дороге, невозможно. Да и не проще ли загодя устранить все возможные «болячки»?
Бонус к ответу
Заранее прикиньте, сколько времени на дорогу вы планируете потратить. Исходите из того, что средняя скорость в дальних поездках редко превышает 80 км/ч, чаще составляет 65-70 км/ч. Другими словами, на каждые 100 км пути у вас будет уходить до полутора часов. Если путь пролегает через крупные населенные пункты, то средняя скорость будет еще ниже. Если же по бескрайним степям, то она может достигать и 90 км/ч.
Вообще же нужно помнить, что средняя скорость при поездках на большие расстояния зависит вовсе не от того, с какой силой вы давите на педаль газа, а от количества и длительности остановок. В среднем на тысячу километров уходит примерно 14-15 часов. |