АВТОТУРИЗМ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ
За окном яркое солнце. Отметка на термометре уверенно держится в районе 20 градусов выше нуля. До первого летнего месяца остались считанные дни. Впереди сезон отпусков.
Белорусско-польский переход в Бресте – не самый удачный для автотуриста. Можно случайно оказаться в «капкане» как минимум часа на 3-4. Поэтому мы выбрали более демократичный переход в Берестовица-Бобровники
Для кого-то это время, когда он спокойно гуляет по лесу, слушает птиц и наслаждается красками леса. Кто-то покупает путевку, садится в самолет и летит на другой край света, где живет и отдыхает по принципу «все включено». Третьи же выбирают один из демократичных видов отдыха – отправиться в путешествие на своей собственной машине куда-нибудь в Европу. Это прибавляет независимости путешественникам в выборе маршрута и мест для ночевок. К тому же можно сэкономить на времени ожиданий в аэропортах и не зависеть от извержений вулканов и прочих неурядиц в небе. Никаких билетов, бронирования мест, заказа экскурсий. Просто сел и поехал. Все, что нужно – определиться с маршрутом и подготовить авто для дальней поездки.
В качестве дальней поездки, например, можно выбрать далекую, но манящую страну Швейцарию. Женева, Лозанна, Люцерн, Берн… все эти города большинство из нас видели только по телевизору и даже подумать не могли о том, чтобы там побывать, а уж тем более на своем авто. Теперь при наличии шенгенской визы Швейцария стала немного ближе, однако подготовиться к подобной поездке нужно тщательным образом. Порядка 2300 километров и еще две страны отделяют вас от неспешной прогулки по берегу Женевского озера. Поэтому успех путешествия нужно закладывать, находясь еще дома.
ТО перед поездкой
Конечно, планировать подобный вояж нужно основательно. Машину, в техническом состоянии которой вы уверены, тоже надо подготовить к дальнему путешествию. Проверить уровень всех технических жидкостей (тормозная жидкость и антифриз, масло, омыватель стекол). Нелишне будет взять литр моторного масла в дорогу для доливки. На высокой скорости двигатель может незаметно его съесть, поэтому, чтобы не бегать по заправкам в поисках подходящего сорта, проще долить своего.
Учитывая, что пробег будет очень внушительным, стоит поменять масло и фильтры. Тогда ваш «железный конь» гораздо легче сможет перенести дорогу, а вероятность отказа чего-либо в самый неподходящий момент будет гораздо ниже. Также стоит проверить состояние подвески и тормозной системы.
Большая часть пути будет проходить по автобанам на высоких скоростях, и от того, в каком состоянии будут данные узлы, зависит ваша безопасность. К примеру, вовремя проведенная работа на стенде по установке развал-схождения колес может уберечь шины вашего авто от неравномерного износа.
Также обязательно надо взять с собой огнетушитель, запасное колесо, аптечку, знак аварийной остановки, домкрат, буксировочный трос и комплект ключей. В дороге может случиться всякое, поэтому надо стараться быть готовым к любому повороту событий.
Последним штрихом к подготовке авто будет покупка международной страховки – так называемой «зеленой карты». Эта страховка действует на территории всего Евросоюза. Кстати, если машина, на которой вы решили ехать, оформлена на кого-то, кого с вами в поездке не будет, не лишним будет оформить на себя доверенность с правом выезда за границу. Иначе при въезде в ЕС через Польшу могут возникнуть проблемы.
Подготовив машину, не стоит забывать и о собственных сборах. Вещи должны быть собраны заранее, чтобы перед отъездом “скоростные” сборы не создавали лишней суеты и нервного напряжения. Кроме водительского удостоверения, документов на машину и уже упомянутой страховки, весь экипаж должен иметь паспорта с действительными шенгенскими визами.
Чтобы путешествие не превратилось в наказание, перед дальней дорогой следует хорошо выспаться. Особенно водителю. Часов десять сна прибавят не только энергии, но и настроения. Выезжать лучше рано утром перед рассветом. Таким образом, за день можно проехать как можно большее расстояние. Естественно, торопиться не следует. Ведь вы едете отдыхать. Осмотр достопримечательностей не терпит суеты. Врачи рекомендуют останавливаться через каждые 200-300 километров пути. Или каждые два-три часа поездки. При этом не помешает немного перекусить или попить воды, размяться и просто подышать воздухом.
Путей для выезда в направлении Западной Европы в данном случае есть два. Это либо через Польшу, либо через Литву. Ближе, конечно, через Польшу. А для того чтобы не потерять огромное количество времени на выезде из страны и въезде в ЕС, лучше воспользоваться пунктами пропуска чуть в стороне от основных магистралей. Из личного опыта можем посоветовать белорусско-польский переход «Бобровники». Очереди там не в пример меньше тех, что в Бресте на «Варшавском мосту».
Отправляясь в Европу на авто, лучше брать с собой компанию как минимум из 2-3-х человек. Так веселее и дешевле, если делить все транспортные расходы поровну. Особенно это актуально, когда узнаешь о европейских ценах на топливо. Они выше, чем у нас в стране. Поэтому при подъезде к границе заливайте полный бак. Однако расстраиваться по поводу более высоких цен не стоит. Разницу на топливе вы все равно вернете за счет тех впечатлений, которые обязательно получите в путешествии, а также где-то сэкономив на дорогих гостиницах, находящихся возле аэропортов, такси, за которое в Европе берут как за полет на Луну, и... продуктах, которые за границей уже дешевле, чем у нас. Подробнее об этом чуть ниже.
Европа начинается в Польше
Отправляясь в Европу на машине, мы ставим цель не только сполна насладиться видами, но и сэкономить. Для этого нужно знать несколько полезных вещей. В первый день пути выехать за пределы Польши у вас вряд ли получится. Поэтому первый ночлег будет у наших западных соседей. Подбирайте гостиницу согласно вашим планам. Если вам нужно просто переночевать, утром принять душ – и в путь, тогда можем посоветовать вам так называемые постоялые дворы-ночлеги. Они находятся во многих маленьких городках Польши, и одна ночь там обойдется вам в 45-60 злотых, то есть около 15 долл.
Если же вам хочется в гостиницу с Интернетом, спутниковым ТВ и шведским столом, то это обойдется вам около 100 злотых на человека. Курсы польского злотого по отношению к евро и доллару меняются постоянно, но лучше всего поменять валюту заранее и рассчитываться только польскими злотыми или кредитной картой. Для пополнения запасов провианта тоже можно выбрать несколько различных вариантов.
В Польше огромное количество различных супермаркетов, рассчитанных на различные слои населения. Если хотите сэкономить, можем посоветовать вам сеть «Bedronka». Ассортимент по сравнению с другими магазинами там не слишком широкий, зато цены на товары кажутся просто смешными. Но в целом цены практически в любом из супермаркетов будут ниже, чем у нас.
С появлением новых развязок проехать Варшаву теперь можно всего за 25 минут. Главное, не ошибиться с направлением и внимательно следить за указателями
Какие достопримечательности осматривать в Польше? Проехать ее за один день или задержаться на несколько дней в этой замечательной стране и осмотреть огромное количество различных памятников архитектуры, музеев и природных парков – решать вам. Но если решите задержаться, то можете чуть отклониться от пути и посетить соляные копи в Величках. Это интереснейшее место. К тому же недалеко располагается самый крупный в Европе аквапарк. Но лучше всего о достопримечательностях той или иной страны вам сможет рассказать путеводитель, который можно приобрести либо заранее, либо уже на месте.
Если вам нужно быстро пересечь Польшу и поскорее добраться до Германии, то лучше всего ехать вновь построенным автобаном – из Варшавы либо на Познань и далее Франкфурт-на-Одере или на Вроцлав по подсказкам навигационной системы, если у вас таковая есть. Дополнительно к навигационной системе лучше купить новейшую карту польских дорог, иначе может возникнуть путаница между подсказками навигации и дорожными указателями.
К примеру, часто бывали случаи, когда навигация Garmin с последними обновлениями пыталась увести с автобана на второстепенную дорогу, которая раньше была основной. Здравый смысл и новая карта становились путеводителем номер один, а подсказки навигации игнорировались.
Без подсказок навигационной системы обойтись можно, но тогда нужно заранее проложить маршрут по карте и четко следовать по знакам
Советы бывалых
Путешествуя по Польше, не забывайте включать ближний свет как в темное время суток, так и днем. Но! Внимание! Не включайте вместе с ближним светом и противотуманные фары, если того не требуют погодные условия. За это (включенные не по назначению противотуманные фары) польский полицейский с большим удовольствием выпишет вам немалый штраф.
В крупных городах вроде Варшавы не стоит забывать о мерах безопасности, необходимых при поездке на автомобиле в одиночку. Для начала – закройте двери центральным замком, чтобы избежать неожиданных проникновений посторонних в салон вашего автомобиля. Не оставляйте привлекающие внимание вещи в салоне автомобиля без присмотра. Если вы услышали, что во время движения в колесо что-то попало и из соседней машины что-то показывают, лучше ехать дальше, если машину не ведет в сторону и колесо, на ваш взгляд, не пробито. Не стоит тут же останавливаться и, оставив ключи в замке зажигания, идти на осмотр колес. В этот момент из салона не только могут что-либо украсть, но и сесть за руль и уехать, не говоря уже об угрозе расправы со стороны злоумышленников. Если вы не уверены в ситуации, лучше, не выходя из машины, позвонить по номеру 112 и вызвать полицию. Подобных случаев с нашими соотечественниками в Варшаве было не сосчитать.
Чаще всего в Польше приходится передвигаться по двухполосным дорогам, которые в зависимости от важности могут быть хорошего качества и не очень
Меняйте деньги на местную валюту – злотые, заранее. Иначе при покупке или оплате чего-либо за евро или доллары ушлые поляки могут посчитать вам по курсу в полтора раза ниже банковского.
В отличие от Беларуси, на европейских заправках цены на топливо могут отличаться в зависимости от производителя. Для того чтобы сэкономить, стоит изучить цены. При заправке полного бака разница может быть довольно ощутимой. По нашему опыту, самое дорогое топливо на приграничных к Беларуси и Германии территориях. Хотя встречаются спецпредложения на топливо и там, если отклониться от основных магистралей в сторону. Неудобные по расположению относительно трасс заправки могут иметь цены ниже обычных на 0,2 злотого. Но больше всего нам понравилось заправлять авто во Вроцлаве или недалеко от него возле больших торговых центров. При этом мы выбирали фирменные заправки Shell и BP – мотор работает на качественном топливе гораздо живее.
Польские дороги вечно ремонтируют. Правда, за деньги Евросоюза дела пошли живее
И еще. Маленьким детям лучше путешествовать в специальных детских автокреслах, крепящихся к сиденьям в салоне. Детей постарше даже на заднем сиденье необходимо пристегивать ремнями безопасности (если таковые предусмотрены конструкцией авто). При этом ремень не должен стеснять движений маленького пассажира. По мнению некоторых автопутешественников, меньше всего забот с самыми маленькими пассажирами. Достаточно посадить ребенка в специальное автокресло и решить вопрос с питанием. Чтобы чем-то занять детей постарше (в зависимости от возраста ребенка), можно взять ему в дорогу любимые игрушки и книжки. Просмотр пейзажей за окном можно чередовать электронными играми, которые есть в мобильных телефонах.
Дети в любом случае потребуют более частых и более длительных остановок в пути, особенно если у ребенка плохо развит вестибулярный аппарат и его укачивает. Не лишним будет почаще интересоваться, не хочет ли ребенок пить или в туалет, которые есть на каждой фирменной заправке в Польше. При соблюдении этих нехитрых правил автопутешествие будет протекать без осложнений, а значит, все в дороге будут отдыхать.
Хорошее второе блюдо по-польски может заменить весь традиционный обед. Стоимость порядка 16-20 злотых на человека, или 16-20 тысяч белорусских рублей. Подсказка для экономных: если разделить на 2 части, все останутся довольны, а деньги не пойдут «на унитаз»
Придорожное кафе недалеко от Тересполя может порадовать как свим видом, так и прекрасным набором обеденных блюд
Павел ЖЕЛУДКЕВИЧ
P. S. О том, как вести себя в других странах ЕС, что необходимо знать, отправляясь за границу, читайте в следующих номерах «АГ». |