ХОЛОДЕЦ ИЗ СОЛЯРКИ
Вы опаздываете на работу, автомобиль не заводиться, клянете всех на свете и мучаете себя вопросом – ну зачем я покупал дизель? Зачем Бог придумал зиму?
Готовы ли автолюбители, выбравшие дизельный мотор за экономичность и тяговитость, бороться с лишними сложностями в зимнее время года. Восемьдесят процентов легкового парка в Беларуси составляли бы автомобили, работающие на солярке, если бы эксплуатация дизельного мотора, кроме как экономичностью, не отличалась от бензинового. Однако все и упирается в это русское слово, если – если бы зима.
НАША СПРАВКА
Дизельное топливо
Дизельное топливо является сложной смесью парафиновых (10-40%), нафтеновых (20-60%) и ароматических (14-30%) углеводородов и их производных средней молекулярной массы 110-230, выкипающих в переделах 170-380 градусов по Цельсию. Температура вспышки составляет 35-80 градусов по Цельсию, застывания — ниже 5 градусов.
Многие считают, что львиная доля проблем, связанных с зимней эксплуатацией дизеля, кроется в использовании не соответствующего сезону дизельного топлива. Стандартами установлены три его основные марки. Самое распространенное — летнее, диапазон его применения — от О°С и выше. Зимнее дизельное топливо применяют при отрицательных температурах воздуха до –30°С. При более низких температурах используют арктическое дизтопливо. Но следует помнить, что зимнее топливо невозможно отличить от летнего ни по цвету, ни по запаху.
Так что происходит с соляркой зимой? По мере понижения температуры вязкость дизельного топлива увеличивается. Можно выделить три температурных порога изменения текучести солярки.
Помутнение — солярка мутнеет. Фактически это температура, при которой начинают кристаллизоваться парафины, содержащиеся в солярке. Для летнего топлива температура помутнения равна –5°С, а для зимнего составляет –25°С.
Предельная фильтруемость — топливо густеет так, что уже не способно проходить через фильтр. Мельчайшие кристаллики парафина забивают поры топливных фильтров и предохранительных сеток, оседают в каналах трубопроводов и парализуют работу двигателя. Для летнего топлива температура предела фильтруемости равна –7°С, а для зимнего составляет –35°С.
Застывание — полная потеря текучести. При этой температуре дизельное топливо становиться похожим на кисель или жирный холодец.
Основное отличие летней, зимней и арктической марок дизельного топлива друг от друг, процентное содержание парафинов, которое и влияет на вязкость топлива, а следовательно, на использование в зависимости от времени года и температурного режима.
МЕЖСЕЗОНЬЕ
Самое неприятное время для владельца дизельного авто — осенне-зимнее межсезонье, когда температура на улице колеблется в интервале от +2°С до –5°С. Когда в баке летнее или «якобы зимнее» дизтопливо — оно в любой момент может загустеть. А если в горючем еще и вода окажется — тромбообразование в топливопроводах и фильтре гарантировано. Поэтому в начале холодного сезона следует слить отстой из фильтра и топливного бака.
Если дизель летом работал с «дымком», есть смысл проверить и отрегулировать угол опережения впрыска топлива. Сбой этого параметра может сильно затруднить запуск холодного мотора. Поэтому лучше заранее обратиться на станцию техобслуживания, ведь зимой дизелисты не сидят без работы, у них очереди.
Для автомобилей с пробегом свыше 100.000 км зимний запуск может сильно осложнить недостаточная компрессия в цилиндрах дизеля. Виноваты в этом, как правило, изношенные поршневые кольца и гильзы цилиндров. Но что тут скажешь, если владельцы откладывают ремонт поршневой группы до последнего момента. Как в народе говорят, пока гром не грянет – мужик не перекрестится.
У нас в Беларуси столбик термометра редко опускается ниже отметки –25°С, поэтому использование всесезонных моторных масел не создает сложностей в работе дизеля. Желание «облегчить жизнь» стартеру и аккумулятору применением масел с пониженной вязкостью SAE 10W-30 возражений не вызывает. Увлекаться дорогой «сверхжидкой» «синтетикой» типа 5W-30, предназначенной для смазки двигателя при температурах ниже – 30°С, не стоит, это масло актуально для российских автолюбителей - соседей по союзному государству.
Можно сказать, трудные времена для дизеля начинаются уже тогда, когда столбик термометра опускается до +5°С. До этого момента дизель можно кое-как запустить с неработающими свечами накаливания. При меньших же температурах уже невозможно, даже если «пошаливает» свеча только в одном цилиндре. Ведь функция устройства — создать в камере сгорания необходимую для нормального смесеобразования и ее самовоспламенения температуру. О работе свечей накаливания обычно сигнализирует индикатор на панели приборов, который еще до запуска двигателя загорается, а через некоторое время гаснет, указывая, что воздух в камере сгорания готов к приему порции топлива и можно переводить ключ в положение «старт». Опыт показывает, что доверять этому устройству не стоит. На не новом авто он может загореться, даже когда перегорает предохранитель и реле блока управления свечами не срабатывает вообще. В случае выхода реле управления свечами некоторые умельцы просто врезают в электрическую цепь кнопку, подающую напряжение на- прямую на свечи накаливания, и, отсчитав положенное количество секунд необходимых для нагрева свеча, затем цепь размыкают - теперь можно заводить двигатель и не нужно покупать дорогостоящее реле. В общем, народное изобретение - «ручное реле с голосовым отсчетом времени, управляемое кнопкой» - без комментариев!
УРОКИ СМЕШИВАНИЯ КОКТЕЛЕЙ
И все же дизель зимой можно эксплуатировать и на летней солярке. При отсутствии подходящего по сезону топлива используют смесь летнего и керосина. Как влияют степени разбавления керосином (или бензином ) на улучшение низкотемпературных свойств летнего топлива смотрите в таблице. Вместо керосина в дизельное топливо можно добавлять бензин, однако это уже крайность.
Дизтопливо является еще и смазкой для деталей топливного насоса и форсунок, долив бензина снижает его смазывающие свойства. При этом значительно сокращается ресурс как топливной аппаратуры, так и самого мотора.
Цетановое число (характеризует воспламеняемость дизтоплива, чем оно больше, тем быстрее самовоспламеняется) впрыснутой в цилиндр смеси при разбавлении керосином и бензином сильно понижается, особенно при разбавлении бензином. Смесь дольше воспламеняется и успевает хорошо прогреться, поэтому сгорает со взрывом, а давление в цилиндрах резко повышается. Двигатель работает "жестко", долговечность его снижается.
Начальник ремонтного цеха СТО ИП «Автохаус Антлант – М», официального дилера VW в РБ, Сергей Дашук на вопрос об использовании бензина и керосина в качестве разбавителя летней солярки сказал, что производить такие манипуляции категорически не рекомендует, особенно такие эксперименты не желательны на современных дизельных автомобилях, у которых давлении в топливной системе более 1600 бар. Хотя пятнадцать лет назад даже в инструкции по эксплуатации дизельных автомобилей VW было написано, что в летнее топливо можно добавлять до 30% бензина. А сейчас производитель VW не рекомендует в топливо добавлять даже депрессорные присадки.
Губит дизель вода!
«Битве» с водой в топливе должно уделяться повышенное внимание. Зимой она кристаллизуется еще раньше парафинов. Некоторые дизельные иномарки имеют датчики с индикацией на панели приборов. Если контрольная лампочка сигнализирует, что пора слить содержимое отстойника топливного фильтра, это нужно сделать немедленно. Вообще, не стоит дожидаться загорания индикатора или ориентироваться на обычно рекомендуемые 3000 км пробега, а сливать отстой не реже чем раз в месяц.
Настоящие испытания для дизеля начинаются, когда температура на улице падает ниже –25° С. В такие дни имеет смысл задуматься: так ли уж сегодня необходимо заводить свою «тарахтелку»? Может быть, ради здоровья «пламенного мотора» и собственного спокойствия вспомнить опыт езды на метро?
В противном случае, зная о надвигающемся морозе, не помешает вечером снять аккумуляторную батарею с машины и занести ее в теплое помещение. Иначе ее емкости для утреннего пуска может и не хватить. Еще одна хитрость — перед тем как заглушить двигатель на ночь, можно влить в картер двигателя примерно стакан неэтилированного бензина. Он разжижает масло и на некоторое время снижает его вязкость. Утром, после запуска и прогрева мотора, бензин испаряется и улетучивается через систему вентиляции картера. Но вводить такой способ в постоянную практику не следует. Бензин ускоряет окисление масла, уменьшая его противоизносные свойства, а на деталях интенсивно откладывается нагар.
КСТАТИ – ЧУДО-ВЕЩЕСТВА
В продаже имеются препятствующие гелеобразованию присадки к дизельному топливу. Их называют депрессорными, или антигелевыми (anti-gel). Чаще всего они способны снизить температуры предельной фильтруемости и застывания, но не помутнения. Поэтому топливо может расслаиваться, особенно если оно неподвижно, например, при ночной стоянке. Это затрудняет его подачу, так как топливозаборник находится внизу бака, где оседают кристаллики парафина, а более жидкий слой оказывается наверху. Кроме того, многие присадки полностью реализуют свои возможности только при смешивании с теплым дизтопливом, поэтому добавление большинства таких составов в уже застывшую солярку на сильном морозе малоэффективно. Так или иначе, но добавление антигелевых препаратов в дизтопливо имеет смысл. Польза от них явная, а дополнительные расходы не превышают $ 10 на полтонны столярки.
Лучше заливать присадки при заправке, так как поступающее из подземных резервуаров топливо теплее окружающего воздуха. На всякий случай, можно растворить присадку в канистре из расчета на полный бак и хранить ее в теплом помещении. Желательно пользоваться проверенными препаратами известных производителей, поскольку встречаются составы с повышенной коррозионной активностью или понижающие только температуру застывания солярки.
Однако самый надежный способ борьбы с «ледниковым периодом» в топливной системе дизельного авто — установка всевозможных обогревательных систем на топливный фильтр, трубопроводы и топливоприемник в баке. Подогреватели оптимально решают зимние проблемы.
НАРОДНЫЙ МЕТОД
Запуск дизельного двигателя с помощью буксира — вещь рискованная. Привод газораспределительного механизма на легковых авто ременной. При буксировке рывки неизбежны. Тут-то ремень газораспределения может перескочить через несколько зубьев, а то и вообще порваться. Если стартер совсем плох или аккумулятор разряжен, использовать для запуска двигателя буксир можно, но только водитель должен понимать, чем это грозит в случае чего.
ПОТУХЛА СВЕЧА?
Для самостоятельной проверки свечу накаливания следует вывернуть из головки, напряжение от «плюса» аккумулятора подать на клемму свечи, а «минус» — на корпус. У исправной свечи сразу нагревается калильная трубка. Через 10 секунд она раскаляется и начинает светиться. Если реальность не соответствует этому идеалу, свечу следует заменить.
И ГЛАВНОЕ
Отрегулированный мотор, заправленный соответствующими сезону маслом и топливом, как правило, хорошо пускается и работает.
|