ЕВРОПЕЙСКИЕ КАНИКУЛЫ
Сквозь стекло иллюминатора было видно, как солнце потихоньку погружается в бескрайние морские просторы. Я сидел в своей каюте на кровати и думал о том, что приключения, длившиеся чуть больше недели, подходят к концу. На нижней площадке парома Lisco Gloria стоит моя машина, а впереди у меня выезд в порту Клайпеды, затем около 400 километров до белорусской границы, и я уже дома. Но начнем все по порядку.

Утро 28 февраля встречало свежим снегом. Вот уж действительно зима не хочет отступать до последнего! На часах 5 30 утра. Я еду к запланированному месту встречи с компанией на улице Притыцкого. Впереди нас ждет более двух тысяч километров пути. Мы отправляемся в далекую и неведомую доселе для меня Швейцарию. Страну часов, банков, сыра и шоколада. Через два дня там открывает свои двери всемирно известный Женевский автосалон. Наш экипаж состоит из трех человек. Для остальных – это уже не первая поездка в Швейцарию. Что ж, значит, для меня все будет впервые и вновь!
Первый сюрприз обнаружился еще в Минске. Выяснилось, что у нашего товарища виза начинается с 1 марта, а ведь сегодня еще 28 февраля! И это в день отъезда! Но участник команды настроен по-боевому и отступать не хочет. На общем совете решаем попробовать поехать через Литву. Литовские пограничники зарекомендовали себя как более «сговорчивые», нежели польские. Мы не особо верили в успех данной операции, как бы то ни было, но наш редакционный «Мерседес» взял курс на Вильнюс.
Девять пятнадцать утра. Литовская таможня. Момент истины. Договориться, как мы и ожидали, не получилось. Итог – товарищ прямо с границы бронирует себе билет до Женевы, а у нас полтора часа потерянного времени от простоя на таможне, плюс крюк около двухсот километров.

Литовские таможенники следят не только за самой границей, но и за территорией около нее
Что ж. Это не самое страшное, что может быть. Наверстаем!
Литва встречает довольно хмурой погодой и несколькими сужениями дорог из-за ремонта. Собственно, отличий от белорусских дорог почти и нет. В Литве решаем не останавливаться, чтобы не терять время, и первую остановку планируем уже на польской территории. Чем ближе подъезжаем к польской границе, тем ярче становится солнце и теплее за бортом. Не удивительно – движемся-то на юго-запад. Двести километров по Литве, и вот мы уже на границе с Польшей. Дорога от Вильнюса до Мариамполя похожа на нашу «олимпийку». Заправок на ней хоть отбавляй, но литовское топливо дороже польского, и мы движемся к очередной границе с поляками. Хотя границей это можно назвать скорее условно. Как такового пограничного досмотра и проверки паспортов здесь нет. Обе страны входят в Шенгенский союз, и их граждане могут спокойно передвигаться между странами, не чувствуя никаких неудобств. Однако осталось все так, чтобы вы поняли, что въезжаете в другую страну. Стоит здание бывшей таможни. Здесь же несколько машин полицейской и таможенной службы. Стоит пограничный столб с польским гербом. В общем, полный набор атрибутов другой власти.

Перевозчики из Литвы на отдыхе. Скоро все эти машины раскупят наши соотечественники
В Польше светит по-весеннему яркое солнышко, но температура пока не выше +6 оС. Под Белостоком решаем остановиться и заглянуть в местный магазинчик. А дальше снова держим курс на Варшаву, которую никак не объехать, когда едешь в Германию. Там запланирована остановка на обед. Хотя, учитывая потерю времени на литовской границе и лишние 200 километров пути, это будет уже скорее ужин. Что непривычно для белорусского глаза в Польше, так это количество светофоров на перекрестках. Здесь принято вешать по светофору над каждой из полос движения. Причем как в городах, так и на трассах. На парковках, расположенных вдоль дороги, частенько встречаются литовские автовозы, до отказа заполненные «хорошими и не дорогими» автомобилями под белорусов. Литовские перегонщики делают последнюю остановку для отдыха в Польше и затем везут свое добро на литовские авторынки. Там эти машины будут куплены нашими соотечественниками. Сегодняшние дороги в Польше хорошего европейского уровня. Многие из них в последнее время отремонтировали и расширили. Некоторым польским автомагистралям, или просто автобанам, могут позавидовать иные немецкие.
После Варшавы вариантов движения у нас было несколько. Либо ехать через Познань–Берлин и дальше по подсказкам навигационной системы или через Вроцлав, как подсказывает Интернет. Второй вариант вроде короче, зато при первом варианте дороги лучше. В итоге решили ехать через Вроцлав, от которого идет автобан прямо к немецкому Дрездену. Там же был запланирован и ночлег. К вечеру погода испортилась, и последние километров двести до Вроцлава нас сопровождал дождь, который то превращался в еле заметную легкую изморось, то лил как из ведра. В половину одиннадцатого по белорусскому времени мы остановились на ночлег.
Пересмотрев несколько отелей, мы выбрали один в тридцати километрах от Вроцлава. Двести злотых за номер на двоих с включенным завтраком – вполне приемлемая цена. Проснувшись около семи утра и замечательно позавтракав, мы отправились в путь. За окном светило яркое солнце.
За день нам надо было проехать еще около тысячи двухсот километров, и это было больше, чем мы проехали за прошлый день. Но впереди у нас были настоящие немецкие автобаны…
На немецко-польской границе было даже меньше машин с полицией, чем на литовско-польской. Проехали быстро и без каких-либо проблем. Первое, что сразу же встречается на немецкой территории и врезается в память – это огромные пропеллеры ветряных электростанций. Они расставлены практически сразу после границы и тянутся вдоль дороги, их несколько десятков. Есть в этом зрелище нечто таинственное, особенно когда видишь такое вживую. Моему товарищу это напомнило сцены из фильмов-катастроф. Когда эти огромные пропеллеры срываются под действием ураганного ветра и катятся в сторону города, уничтожая все живое на своем пути…
Немецкие автобаны недалеко от Польши оказались не сильно загружены транспортом, и это вселило надежду на быстрое продвижение. Единственное, что было не понятно, почему висят знаки ограничения скорости до 120 км/ч. Потом нам объяснили, что для немцев качество дорог не вполне хорошее, и пока их не отремонтируют полностью, ввели скоростные ограничения. Честно говоря, назвать их качество дорог плохим у меня язык не поворачивается. Ну да ладно. К тому же ограничения стоят все же не везде, и у любителей прохватить с ветерком есть для этого возможности. Чем ближе к центру Германии, тем плотнее становится поток машин на автобане. Вообще говоря, автобаны – это отдельный разговор. Германия вся просто-таки испещрена автобанами. Их больше сотни! По ходу движения множество парковок с чистыми туалетами и просто местами отдыха. Почему у нас такого нет… вопрос риторический. Вообще об автобанах, организации дорожного движения на них и Германии в целом я постараюсь рассказать в отдельном материале, а пока вернемся к путешествию. Наша средняя скорость по немецким автобанам заметно выросла и составляла уже около 150–160 км/ч. На это было несколько причин, и то, что мы торопились, – была одной из главных. Нельзя не отметить погоду.

Вдоль немецких автобанов большое количество уютных парковок
Чем ближе мы подъезжали к швейцарской границе, тем теплее становилась погода. Компьютер за бортом показывал +12 оС, и чувствовалось, что это еще не предел. Ближе к приграничному городу Базель, что находится прямо на швейцарской границе, показались первые горы. Картинка напоминала одну из тех, что запомнилась еще в детстве из книг. Зеленые луга, залитые весенним солнцем. Чуть дальше у подножья горы раскинулась небольшая, но уютная деревушка, а еще дальше возвышаются горы. Красота!
На подъезде у швейцарской границе нас встречали предупреждающие знаки о том, что при проезде швейцарской границы нам необходимо купить виньетку. Она представляет собой наклейку на лобовое стекло и дает право ездить по швейцарским дорогам. Покупается эта виньетка один раз, а действительна целый год. Стоит такое удовольствие 40 швейцарских франков. В самом Базеле нас ожидала огромная пробка, на преодоление которой нам пришлось потратить около часа. Видимо, сказывалось и время, когда мы ехали. Это было в понедельник к вечеру. Все наши автолюбители знают, что в это время все дороги в Минск, как правило, тоже представляют собой одну большую пробку. Особенно это актуально в весенне-летне-осенний период, когда очень многие ездят на дачу либо просто на природу.
Швейцарская граница из всех нами встреченных больше всего напоминала именно границу. Видно, что страна еще совсем недавно вошла в Шенген, и главной задачей пограничной службы была продажа той самой виньетки, которую молодой парень в форме сразу ловко наклеил на лобовое стекло нашего авто и, поинтересовавшись целью нашего приезда в Швейцарию, пожелал удачного визита в страну.

Перед швейцарской границей висит сразу же несколько знаков, напоминающих о том, что необходимо купить виньетки
Интенсивность движения на швейцарских основных магистралях очень плотная. Сказывается еще и то, что они в основном двухполосные. Качество асфальта – просто выше всяких похвал. Однако не стоит расслабляться и давить на газ. На всех автобанах стоят камеры-радары, которые, в случае превышения, сделают фото с указанием вашей скорости. Штраф придет уже к вам домой. В самом начале, когда я говорил о Швейцарии и перечислял ее достопримечательности в виде часов, сыра, шоколада и банков, я забыл отметить еще одну важную вещь. Понял я это, лишь когда сам попал туда. Швейцария – это еще и страна туннелей! На нашем пути их встретилось превеликое множество! Когда въезжаешь в туннель, окончания которого не видно, – это что-то непередаваемое. Но наш навигатор вел нас к цели.

За окном уже темно. Мы мчимся по автобану из Лозанны в Женеву. Надо сказать, что отель, в котором мы остановились, находился во Франции! В девяти километрах от Женевы. В живописном местечке с названием Аннемассе. Следовательно, нам предстояло проехать через центр Женевы, затем преодолеть еще одну условную границу и наконец «прибыть в пункт назначения», как любезно повторял навигатор. Добраться до Женевы большого труда не составило. Навигатор повел нас через самый центр, по набережной озера Леман, и привел к французской границе.
Франция – на сегодня это уже последний пункт нашего назначения. Но не все так просто. Вот уж где было бы сложно без навигатора, так это здесь! Маленькие узенькие улочки, половина из которых с односторонним движением. Запутанные развязки и вереницы машин, припаркованных таким образом, что проехать между ним можно лишь с запасом в несколько сантиметров с каждой стороны. Ну вот и отель. Наш товарищ, которого мы «потеряли» еще на литовской границе, уже ждал нас, он прилетел самолетом. Нам оставалось только заехать на территорию отеля, поставить машину и отправиться отдыхать. Впереди два дня салона, затем возвращение домой и сюрприз на обратном пути в Германии. Но это все потом. Сейчас очень большая усталость и желание отдохнуть тянут в отель. За день мы преодолели около тысячи двухсот километров и пересекли три (пусть и не совсем настоящие) границы. На следующий день для нас распахнул свои двери Женевский автосалон 2010…

Павел ЖЕЛУДКЕВИЧ |