Совсем немного осталось времени для настоящей зимней погоды. Большинство автолюбителей, по нашим наблюдениям, уже «переобулись» в зимние шины и запаслись «незамерзайкой». Управление автомобилем на зимней дороге требует навыков и осторожности. Новичкам, которые первый год будут эксплуатировать автомобиль зимой, эта информация должна пригодиться, да и опытным водителям полезно освежить хорошо знакомые правила.
Изначально – будем считать, что Ваш автомобиль подготовлен к зиме и находится в технически исправном состоянии. Обязательно иметь в багажнике зимний набор: лопату, трос буксировочный, жилет светоотражающий, размораживатель замков и комплект проводов для «прикуривания».
Теперь речь пойдет о поведении на дороге и некоторых простых советах при управлении и эксплуатации автомобиля зимой.
Начнем со скорости. Учитывая погодные и сезонные условия, скорость движения автомобиля зимой должна быть на 30 процентов меньше «летней» скорости. Маневры, выполняемые на скользком покрытии и на высокой скорости, могут закончиться быстро и грустно. Поэтому – все маневры должны быть плавными. Любой резкий поворот руля ведет к повороту колес и минимальной точке контакта колеса с дорогой. Как следствие – машина «уходит в занос».
Заметив препятствие или полосу скользкого полотна, лучше медленно начинать торможение. В этом случае скорость играет против Вас. Колеса не должны заблокироваться и скользить по льду.
Замедляться нужно, используя торможение двигателем. Педаль тормоза используется для полной остановки машины. На автомобилях, оборудованных ABS , тормозной путь длиннее, однако траектория торможения ровная, без заноса. Постоянно помните о скорости, будьте дальновидны и осторожны.
Работу ABS можно имитировать короткими прерывистыми нажатиями на педаль тормоза. В момент, когда колеса начинают блокироваться – резко отпускайте педаль тормоза, чтобы колеса продолжали вращение.
Часто зимой возникают трудности и при трогании автомобиля с места. Машина начинает буксовать, колеса проворачиваются. На автомобилях с МКПП можно применить такой прием – сразу включить вторую передачу, а для автомобилей с АКК – есть кнопка «W» (винтер) – для начала движения с места зимой.
Если Вы пытаетесь начать движение под горку, на скользкой поверхности, а Ваш автомобиль откатывается назад и буксует – попробуйте поставить машину на «ручник» и, включив передачу, плавно отпускать рычаг тормоза и одновременно отпускать сцепление.
Повороты проходить нужно на минимально разумной скорости. Особенно – если это съезд (заезд) на эстакаду. Ни в коем случае нельзя пускать машину накатом, выключив передачу и выжав сцепление. В этом случае машина находится вне Вашего контроля. Перед поворотом нужно снизить передачу до 1-й или 2-й, контролируя обороты двигателя.
Есть простое правило – в случае заноса коротким движением нужно повернуть руль в ту сторону, куда повело заднюю часть автомобиля. Затем, еще до выравнивания автомобиля, руль нужно вернуть в среднее положение. Иначе машину начнет «крутить» на дороге.
Этот маневр нужно отточить до автоматизма, тренироваться можно на большой свободной площадке.
Ну и, наконец, правило, которым не следует пренебрегать – если на улице снегопад, гололед и прочие зимние прелести, рассмотрите вариант – не использовать автомобиль, пройтись пешком или предпочесть городской транспорт. Тем самым Вы сбережете себе нервы и здоровье.
Автогазета |