Тест-драйв BMW X5 4.8i
Когда появился первый BMW X5, маркетологи компании выпустили буклет для своих представителей, в котором подробно указали на преимущества своей модели по сравнению с ближайшим конкурентом Mercedes-Benz M-класса. Просмотрев брошюру, я с грустью посмотрел на свой автомобиль. За окном на паркинге находился ML 270 Cdi. И за что его так...

Внедорожник BMW вряд ли поедет месить грязь, в этом можно не сомневаться. А вот занять свое место в гараже престижного дома – то, что надо
Запуская в 1999 году Х5 первого поколения, компания BMW открыла новый рыночный сегмент. Вседорожник оснащался высоким кузовом и большими колесами, как и большинство конкурентов, однако основной упор в настройке шасси был сделан на дорожные качества, что всегда являлось фирменной чертой баварских машин. В дополнение к весьма успешному Х5 первого поколения (начиная с 1999 года продано 580 тыс.) около 70% клиентов уже готовы приобрести второе поколение внедорожника).

Передняя часть BMW X5 Е70 – настоящее произведение автомобильного дизайна. И с этим никто не спорит
И в самом деле “икс-пятый” приглянулся многим покупателям больше, чем первооткрыватель класса SUV компании DaimlerChrysler. Баварцы свое детище назвали SAV, где вторая буква подчеркивает активность, а не утилитарность, как у Мерседеса. После 7 лет успешного шествия на рынках сбыта по обе стороны Атлантики, поклонники BMW ожидали очередного шедевра, и этот момент настал. Мое первое знакомство с новейшим BMW X5 состоялось еще до Женевского автосалона, где прошла европейская премьера баварского внедорожника. Но что может быть лучше испытаний в наших условиях, где будет колесить большинство купленных в Беларуси машин. Мне достался под завязку упакованный опциями “икс-пятый” с новейшим 4,8-литровым мотором, который, по заявлениям производителя, стал лучше, быстрее и экономичнее предшественника. Изучая первыe фотографии, можно было предположить, что новый Х5 кардинально не изменился, однако на деле он оказался симбиозом идей, воплощенных в новейших моделях Х3 и универсала 5-й серии. Волнистый капот разделен четырьмя продольными хребтами, а значительную высоту передка скрывает могучая вставка из неокрашенного пластика, соединяющая противотуманки и несколько поперечных хромированных планок. Дизайнерам удалось полностью завуалировать возросшие габариты и огромный багажный отсек - большой наклон пятой двери и слегка выпуклое заднее стекло скрывают истинные габариты Х5 второго поколения, который подрос на 187 мм. Как и подобает дорогому автомобилю, отделка Х5 выполнена с размахом: мягкий пластик, приятная на ощупь кожа обивки сидений и огромное число электрорегулировок – это норма для BMW.
Теперь вместо двуствольных патрубков в выпускной системе заняли место овальные трубы, интегрированные в бампер
Конечно, при подсчете стоимости атрибутов внутреннего комфорта набегает приличная сумма, но только не для потенциальных покупателей этого автомобиля. Если вы слишком много раз клацаете по калькулятору при вычислении затрат на опции, лучше сразу отправиться к продавцам корейских машин. Ведь только одни комфортные сиденья с вентиляцией и функцией массажа потянут больше 5 тысяч евро. Если цифра не смущает, можно двигаться дальше по всем «фишкам», которые я встретил в салоне X5. Монохромный дисплей климат-контроля на фоне широкоформатного экрана системы iDrive выглядит сиротливо – уж лучше было бы «зашить» всю информацию о микроклимате в большой дисплей, а освободившееся место на консоли занять кармашком для телефона или, на крайний случай, стильными стрелочными часами. Впрочем, это дело вкуса. Мне в «климате» понравилось появление режимов “soft” и “medium”. Но все равно при наружной жаре свыше 30 градусов с системой кондиционирования лучше обращаться осторожно. Включив функцию массажа, я сразу просек, что это система старой разработки, где попеременно невидимый механизм, спрятанный в седушку, разминает твои ягодицы. Пожалуй, пора баварцам перейти на шиацу, как это сделали разработчики Lexus. Спина для водителя тоже важна.

Место водителя выполнено с максимальным уровнем удобства и комфорта. Отдельной похвалы заслуживает пухлый по хвату руль
Посвятив знакомству с различными бортовыми примочками немного времени, впоследствии основными функциями пользуешься почти наугад, хотя некоторые опции, вроде тонких настроек навигационной системы или набор телефонного номера, по-прежнему значительно отвлекают от дороги. Зато в движении хорошо помогает система проецирования на лобовое стекло: на нее выводятся данные о скорости машины, а также вспомогательная информация, вроде показаний системы навигации. Пожалуй, самый оригинальный элемент салона – новый селектор «автомата», который, как и раньше, расположен на центральном тоннеле, но по форме значительно отличается от предшественников. Он стал больше похож на ручку модных роботизированных «коробок». Селектор постоянно находится в одном положении, для переключения его толкаешь в нужную сторону, а он потом самостоятельно возвращается в исходное положение. Parking включается клавишей на торце селектора. Основная путаница, пока не привык, возникает во время старта и на парковке, когда приходится часто переключаться вперед-назад. Я несколько раз по привычке попадал вместо «паркинга» на «задний ход». Ведь в старой «коробке» все было именно так: на себя до упора - “Drive”, а вперед до упора “Parking”. Теперь впереди режим “R”, а для режима парковки нужно нажать кнопку джойстика сверху. Забавно. На ходу для людей, которые уже управляли BMW, все привычно – качнул рычаг к себе, и «автомат» переходит в ручной режим. А дальше включай фантазию.

Места для поклажи в «икс-пятом» теперь существенно больше даже на глаз
Несмотря на заявления компании о 7-местном салоне, Х5 рассчитан на пятерых взрослых, а в случае необходимости, за доплату, можно заказать пару дополнительных детских кресел. При этом производитель предупреждает, что перевозить «в багажнике» можно только людей ростом не выше 150 сантиметров. Если в семье подходящих «супостатов» нет, то, отказавшись от складных задних кресел, можно получить внушительную емкость под полом багажника. Кстати, в погоне за экономией места и массы разработчики Х5 отказались от запасного колеса – его заменяют не прокалываемые шины Run-on-Flat. Однако за подобную роскошь приходится расплачиваться деньгами – подобные покрышки в среднем обходятся на 15-20% дороже обычных, а также комфортом – более жесткие боковины шин исправно передают на кузов вибрации от мелких неровностей.
К услугам пассажиров среднего ряда просторный, разделенный на две неравные половинки диван. Каждая из частей имеет регулировку и может быть сложена для перевозки негабаритных грузов. В качестве опции для сидящих сзади можно заказать двухзонный климат-контроль и DVD-плеер с 9-дюймовым откидным экраном – на предыдущем Х5 он располагался на крыше, а сейчас перекочевал на центральный тоннель, что показалось менее удобным.
Как и следовало ожидать, упор в настройке шасси сделан на управляемость, но понимая, что основным рынком сбыта Х5 является все-таки США, где за рулем подобных машин часто оказываются дамы, разработчикам надо было совместить в одной машине спортивность, легкость управления и комфорт. Как ни странно, баварцам этот сложный «коктейль» удался на славу. Руль всегда остается кристально «прозрачным» и информативным – усилие невелико, и это создает впечатление, что управляешь не большим внедорожником, а компактным седаном. Удовольствие доставляет даже городская езда, а благодаря рулевому управлению с переменным передаточным числом Active Steering «баранку» не приходится вращать на большие углы. Хотя мне больше понравилось почтение, с которым другие участники уступают дорогу при перестроении на дороге.
Все правильно - для них я крутой обладатель сверхдорогого внедорожника, и лучше быть от меня подальше. Истинное удовольствие Х5 обеспечивает на извилистой дороге. Опробовав режим “sport”, я пришел к выводу, что он больше подходит для ровных автобанов, а не для стыков и заплат, которые частенько встречаются на наших дорогах. И наверняка будет полной бессмыслицей заказывать X5 со спорт-пакетом, если вы не спонсор фирмы BMW в Беларуси. Чтобы понять машину, необязательно гнать во весь опор. Хотя от этого соблазна я не смог отказаться. Выехав на безлюдное загородное шоссе, наш “икс-пятый” с легкостью преодолел отметку 200 км/ч и плавно подошел к 240. Все это произошло без малейшего напряжения для автомобиля. Отдельное спасибо системе Adaptive Drive. Никаких намеков на раскачку, которой грешат многие внедорожники.
Другое дело - расход топлива. При активной езде BMW стал “выпивать” 23 литра на “сотню”, что заставило задуматься об актуальности 3-литровой дизельной версии X5 при возросших ценах на топливо. А где же заявленное снижение расхода топлива в новейших бензиновых моторах? Оказалось, есть и такое. При скорости 100 км/ч, когда хочется переспросить попутчика - а не стоим ли мы на месте? Зато отметка расхода горючки пляшет возле цифры 13, что получше против расхода в городском режиме с цифрой 18,5 л/100 км , который мне так и не удалось уменьшить.
На извилистом шоссе с машиной находишь полное взаимопонимание. При включенной электронике Х5 реагирует на любые проскальзывания колес ограничением мощности мотора, но даже в таком режиме внедорожник может ездить достаточно быстро - широченные колеса Bridgestone дают большой запас сцепления с дорогой. Если покажется, что в жизни не хватает адреналина, то можно смело нажимать клавишу дезактивации DSC - ездить без нее совсем не страшно. Сорвать Х5 в занос от избытка тяги достаточно сложно: трансмиссия xDrive точно перераспределяет моменты между осями, не давая излишкам вырваться наружу. В стандартном положении тяга между осями распределяется в отношении перед/зад – 40/60, но при проскальзывании колес по команде электроники она может меняться.
Так же стойко внедорожник противостоит и сбросу газа на середине дуги - можно ехать быстро, безопасно и при этом совершенно не чувствовать вмешательства электроники. Однако на более серьезные провокации реакция следует мгновенная - Х5 моментально показывает, что ему тоже не чужды игры в дрифтинг. Стоит на входе в поворот слегка качнуть рулем, как внедорожник отправляется в плавный и легко контролируемый занос. «Прозрачный» руль и длинная база делают такие маневры весьма безопасными, а как только машина повернется на необходимый угол, если вдруг водитель запаникует, достаточно слегка повернуть руль в строну заноса, и электроника мгновенно стабилизирует машину. При этом если угол заноса был не очень велик, то мощность мотора не ограничивается, и, еще не закончив вираж, уже можно начинать ускоряться.
Кстати, отличному балансу управляемости Х5 отчасти обязан и идеальной развесовке по осям - на перед и зад приходится ровно по 50% массы машины. А для снижения центра тяжести капот и элементы подкапотного пространства выполнены из алюминия, а передние крылья пластиковые. Но стоит ли владельцу новейшего BMW X5 задумываться обо всех сложностях конструкции и технологиях, которые нашли свое место в этом прекрасном и неординарном автомобиле. Даже в стандартном исполнении сегодняшний “икс-пятый” выглядит весьма привлекательно уже по определению, не говоря о длинном списке его достоинств. Новейшие системы безопасности баварцы предлагают уже в базовом оснащении. Моторы все хороши по-своему. Даже если приобрести более доступную 3-литровую версию и дополнить ее обычным кожаным салоном и ксеноном, никто не скажет, что вы сэкономили, а скорее подумают о рациональном подходе. В любом случае, покупка внедорожника BMW будет вполне оправданным выбором, поскольку вместе с автомобилем вы приобретаете харизму, которая стоит дороже самой машины. Встречается же такое.

Леонид РЕГИНЕВИЧ |