СРЕДНИЙ КЛАСС ПО-НЕМЕЦКИ
Не самые дорогие, но более чем престижные. Так можно охарактеризовать выбранные нами для сравнительного теста автомобили премиум-класса сегмента D. Есть еще Ягуар-Х, Лексус-IS да Вольво с СААБом. Но «японец» вынуждает брать что дают: отделку машин уже определили на заводе. Далеко не всем такой подход по нраву. Ягуар на самом деле всего лишь облагороженный Мондео. А шведские машины все же недотягивают до по-настоящему престижного класса.
Присматриваемся…
Автомобили этого класса расположились как раз на границе между разумной достаточностью и роскошью. Размеры их салонов уже позволяют с комфортом и безо всяких оговорок путешествовать четырем-пяти взрослым пассажирам.
Предыдущий «бумер» третьей серии был одной из самых удачных моделей BMW. Внешность новой «трешки» парадоксальна. Смотришь спереди или сбоку — и просто дух захватывает: какая красота, какой напор! Особенно хороша острая грань, что тянется вдоль всей боковины. Она словно переводит кузов в иное измерение, какого у третьей серии еще не было.
Нынешний главный дизайнер Audi Вальтер да Силва умеет создавать стильные штучки. И именно благодаря его чуткому руководству легкий рестайлинг не новой уже машины (дебютировала нынешняя А4 в 2000-м) сделал автомобиль привлекательнее внешне. Всего-то и понадобилось – придать фарам небольшой прищур, нос украсить огромной, в стиле всех современных Audi, агрессивной радиаторной решеткой, пустить по низу дверей молдинги, а по крышке багажника подштамповку. Готово дело! На улице на такую модницу всегда обратят внимание.
Подчеркнуть достоинства ее «фигуры» можно любым из 18 цветов. Белый, темно-синий, черный и красный бесплатны. А вот если нравятся «металлики», придется раскошелиться.
Mercedes С-класса подвергся минимальному рестайлингу, и обновленные машины практически не отличаются от прежних. Ведь с самого начала С-класс с кузовом W203 был настолько ярким, эффектным и удачным, что менять что-либо во внешности — просто грех.
А что в салоне?
В мерседесовском салоне кое-что можно было бы и изменить. Например, сделать покрупнее ручки «базового» климат-контроля Thermatic. Или ликвидировать явно устаревшую систему регулировки водительского кресла по высоте — на простых версиях вверх-вниз перемещается только подушка относительно неподвижной спинки. Да и само сиденье специфично — широкое, по своей упругости похожее на пружинный
диван.
В салоне Mercedes кое-что можно было бы и изменить. Например, ликвидировать явно устаревшую систему регулировки водительского кресла по высоте – на простых версиях вверх-вниз перемещается только подушка относительно неподвижной спинки
В салоне Audi A4 пожаловаться можно разве что на хлипковатые подрулевые рычажки. Ну, еще обод руля тонковат и жестковат, а педальный узел скомпонован так, что перенос ноги с газа на тормоз иногда вызывает заминки. Но в остальном — эталон! И симметрия передней панели здесь совершенно органична и естественна.
Внутри Audi A4 – уютный, пусть без лишней роскоши, но очень элегантный мирок. Конечно, кожа или алькантара ощущение дорогого и изысканного автомобиля только усилят. Но вот что удивительно, и без них интерьер так и дышит благородством
Не забыты и пассажиры на заднем диване. От удобных дверных ручек веет добротностью, а предплечье сразу находит удобную широкую опору. Посадка хотя и несколько затруднена узковатыми по меркам класса дверными проемами, но для взрослого человека средней комплекции вполне удобна. Подушка дивана жесткая, правильная по длине и углу наклона. Спинка же может похвастать заметной боковой поддержкой. Кроме того, в пластиковых накладках на спинках кресел выкроили глубокие подштамповки. Именно благодаря им, даже если впереди водитель-богатырь, а ваш рост метр восемьдесят, места для коленей с запасом в 4–5 см.
Интерьер новой «трешки» BMW можно охарактеризовать одним словом - минимализм. Длинные плоские поверхности, лекальные кривые, неевклидова геометрия чуть скошенной к водителю центральной консоли. Это модно, это современно, это престижно. Запуск ключом? Неактуально. Даже если это «электронный» ключ, как в Mercedes, не говоря уж о простом ключе с металлическим выкидным жалом, как в Audi A4. Нет. Мы
небрежным движением вставляем в слот на панели узкий брелок, украшенный маленьким символом BMW, не глядя нажимаем кнопку Start.
Обновление модели практически не коснулось салона BMW 3-й серии. Тот же строго-черно-деловой салон, ставший такой же классикой, как «Битлз»
Перед глазами — два «блюдца» комбинации приборов. Опять-таки минимализм. Приборов четыре, но два второстепенных вписаны в спидометр и тахометр снизу. Интересно, что один из них — это пресловутый эконометр, стрелка которого постоянно гуляет туда-сюда при игре педалью газа. Экономия топлива? Скорее, напоминание. Ведь эконометр — это такая же фамильная черта автомобилей BMW, как мерседесовский левый подрулевой рычаг с вращающейся головкой...
Отныне сидеть сзади и в BMW, и в Audi, и в С-классе одинаково удобно. Втроем тесно в плечах, вдвоем — нормально, с небольшим запасом пространства от коленей до спинок передних кресел. Впрочем, подобный пассажирский комфорт нынче способны обеспечить куда менее дорогие автомобили. Даже Mercedes здесь не исключение, хотя он явно выигрывает у BMW и Audi по пассажирской эргономике. Например, только в Mercedes подлокотники на задних дверях продуманы так, что рука ложится на них естественно. И только в Mercedes для пользования задним стеклоподъемником не нужно выворачивать кисть, поскольку клавиша расположена не там, где удобнее было ее воткнуть технологам, а в самом верху — под рукой.
Заглянем под капот
На новую версию 318-й модели BMW поставили принципиально новый двигатель - “Вэлвтроник”. Предыдущий вообще не отличался новизной конструкции. 118 сил вполне подходили характеру пусть недорогого, но все же BMW. А вот экономичность, вибро- и шумозащищенность не входили в число его добродетелей.
“Вэлвтроник” помогает не только экономить топливо, но и доставляет водителю гораздо больше удовольствия от вождения. Дело не только в количестве лошадиных сил. Просто, ко всему прочему, создается впечатление, что мотор “трешки” более мощный, чем есть на самом деле! Дело в том, что дроссельной заслонки нет, а дозированием смеси в цилиндры занимаются впускные клапана - двигатель легко дышит и реагирует на подачу топлива мгновенно. На низких оборотах мотор получит ровно столько горючего, сколько необходимо, ни граммом больше, ни граммом меньше.
Mercedes C180 Kompressor с его наддувным мотором мощностью также в 143 силы и пятиступенчатым «автоматом» — тоже очень резвый автомобиль. Кстати, в автомобиле используется фирменная мерседесовская схема переключения от качания рычага - «вправо-влево». Это на порядок удобнее, чем «по ходу движения».
В режиме S мерседесовская коробка по поведению похожа на «автомат» BMW в обычном «драйве». Что неудивительно: ведь «S» по-штутгартски означает вовсе не Sport, а «стандарт»! Сменить его нажатием клавиши рядом с рычагом селектора можно только на C (Comfort), и делать это попросту не имеет смысла. А вот «спортивного» режима, как в BMW, на Mercedes С180 нет. Кроме того, наддувный двигатель не столь охотно откликается на открытие дросселя — приводному нагнетателю, который и обеспечивает 1800-кубовому мотору дополнительные «двухлитровые» силы, нужно небольшое время на подключение. Да и педаль в С-классе тоже туговата и заметно задемпфирована, как и в BMW.
Аudi A4 радует разнообразием моторов – 9 вариантов, начиная от слабосильного 1,6-литрового и заканчивая 3-литровым. Модель с мотором 1,8 л с турбонаддувом, пожалуй, наиболее привлекательна. И силушки хватает – под капотом 163 «лошади», на 20 больше, нежели у конкурентов! Multitronic вообще позволяет почувствовать себя королем на дороге. Ни одна АКП с гидротрансформатором не умеет так плавно менять передачи. Даже в самых лучших “автоматах” этот момент заметен по тахометру, а вариатор делает всю работу будто на одном дыхании. А можно и с места рвануть так, что пассажиры не оторвут головы от подголовников. Как там будет смещаться цепь вариатора, как меняться передаточное отношение путем синхронного смещения ведущего и ведомого шкивов – абсолютно неважно. Главное, такая трансмиссия позволяет ездить и плавно, и очень быстро одновременно. Правда, двигатель здесь шумнее, чем в Mercedes и BMW. Зато есть режим Sport, в котором вариатор «эмулирует» семиступенчатую коробку с последовательными переключениями. К тому же ими можно управлять и вручную. На Mercedes и BMW, конечно, тоже есть ручной режим «автоматов». Но там менять передачи можно только покачиванием рычага. А в Audi — еще и очень удобными подрулевыми «гашетками».
Все выше, и выше, и выше…
Нет, «птицы», которые прошли у нас тест, конечно, летают, но очень-очень низко… И все же ощущение полета, свободного парения сохраняется в первую очередь благодаря подвеске. У всех трех марок она – на высшем уровне. Хотя, если присмотреться, изъяны можно найти у всех.
У Audi подвеска сначала показалась жестковатой, однако это – лишь первое ощущение. Оказалось, что всевозможные неровности городских дорог подвеска уверенно «держит», а кузов будет гарантированно спасен от губительных ударов. Сказываются отменные настройки амортизаторов, а также установленный на резиновых подушках подрамник.
Подвеска BMW, несмотря на измененные жесткостные характеристики и увеличенный клиренс, обеспечивает высокую точность управления и отличное поведение в поворотах, причем с задорной изюминкой в предельных режимах. Но самое главное — прекрасная взаимосвязь автомобиля с водителем. Автомобиль точно следует за перемещением педали газа, послушно отвечает на поворот руля, чутко реагирует на тормоза. И при этом обратная связь, информативность органов управления обеспечивает так необходимое «чувство автомобиля». Кстати, маневренность у BMW на порядок выше, чем у остальных участников теста: не «обремененные» элементами привода передние колеса поворачиваются на очень большой угол.
У Mercedes - наибольший дорожный просвет (162 мм) из тестируемых авто. Его подвеска мягко стелет на волнах, но жестковата на «мелочах». Управлять Mercedes — занятие не столь увлекательное, как вести BMW. Реакции помягче, усилие на руле не столь информативно, как на «трешке». Но зато на плохой дороге Mercedes позволяет не напрягаться — он сохраняет ту знаменитую легкость, флюидность хода, свойственную машинам с трехлучевой звездой на капоте. Руль не шелохнется в руках!
И быстро пройти вираж, если понадобится, Mercedes тоже способен: создатели его этому научили, и неплохо. «Почти отключенная» система ESP даже позволит изобразить занос — в дозволенных, само собой, пределах.
Усиленно ищем недостатки!
А как же без этого? Говорить о достоинствах автомобилей немецкого производства можно сколько угодно. Но идеального ничего не бывает. Вот и мы озаботились поисками недоработок в автомобилях. И нашли.
На высокой скорости Audi немного «гуляет» по дороге, что вынуждает водителя иногда подруливать. Кроме того, несмотря на заявленную вместимость пять человек, третьему на заднем сиденье более чем неудобно. Представляете: сидите на выступающем пуфике и подпираете головой плафон освещения. Словом, на диване лучше ездить только вдвоем. Тогда под правой рукой можно организовать удобный выдвижной подлокотник с фирменной аптечкой внутри.
Увы, бортовой компьютер не русифицирован, если поднять рычаг стояночного тормоза, он упрется в подлокотник... Вроде мелочи, а впечатление портится.
Минусами Mercedes являются немного «задумчивая» АКПП, быстрый перегрев тормозов, отсутствие омывателей фар и, как и в Audi, - ограниченный запас пространства для задних пассажиров.
Оценка производителей
Как близки наши «подопытные» по своим характеристикам, так и по ценам не слишком разнятся. В Беларуси растаможенную базовую версию Audi А4 1,8Т с Multitronic можно приобрести за 22.275 евро. Версия Quattro с МКПП на полсотни дороже – 22.785 евро. А самый дешевый вариант – базовая модель с пятиступенчатой коробкой переключения передач стоит всего-то 20.450 евро.
Цена за базовую модель BMW третьей серии стартует от 21.780 евро – с растаможкой и доставкой. А вот Mercedes С180 К стоит значительно дороже – от 24.985 евро. Но ведь это – Mercedes!
Оценка «АГ»
Так что все-таки лучше — Mercedes С-класса, Audi A4 или новая «трешка» BMW? Если говорить о «наших» относительно «доступных» версиях, то Audi — пожалуй, самый сбалансированный вариант. Конечно, хотелось бы управляемость поазартнее и аэродинамику «потише» — из всех трех машин только в Audi после 120 км/ч назойливо слышен шум ветра.
Mercedes C180 K, как всегда, хорош тем, что это Mercedes — он способен дарить чувство собственного превосходства особыми, характерными повадками. Кроме того, у Mercedes лучшая обзорность — крупные и удобные наружные зеркала, утопленные задние подголовники. С180 остается верен марке как комфортное и престижное средство передвижения. Mercedes изначально ориентирован прежде всего на комфортное, безопасное и престижное перемещение из пункта А в пункт Б. А также демонстрацию окружающим статуса своего владельца.
Ну а BMW… Главный плюс обновленной третьей серии – дизайн. «Бумер» смотрится свежо, и пока на тропу войны не вышел Mercedes С-класса следующего поколения, равных ему по новизне в премиум-классе сегмента D нет. И конечно, у BMW — лучшее заднеприводное шасси в классе.
Уровень всех трех автомобилей очень высок и очень близок друг другу. И все зависит лишь от вашего характера. Любите «драйв» - к вашим услугам BMW. Нужен особый шик и престиж – обратите внимание на Mercedes. Новые ощущения – прерогатива Audi…
Сергей КИЕНЯ |