Сохранение традиций
Мало кто знает, что именно японская компания Mitsubishi была одной из первых, кто подарил миру полноприводной автомобиль – и лишь на четыре года японцы отстали от Германии.
Долгое время компания выпускала лишь один вездеход – Mitsubishi Jeep. Но 30 лет назад появился Pajero, ставший бестселлером. Сейчас покупатели стали более цивилизованными, и уже немногим нужно ездить в непроходимую тайгу. И Pajero начал обзаводиться спутниками на своей орбите: небольшими моделями с полноприводной трансмиссией и высокой посадкой. Первой пробой стал известный у нас Mitsubishi RVR. А в начале века появился Outlander. Казалось бы, все – планетная система со своими спутниками создана. Есть Солнце (т.е. Mitsubishi), есть множество планет (моделей), вокруг которых вращаются свои спутники. Больше всего их у Pajero. А год назад он обзавелся еще одним – Mitsubishi ASX.
Принципиально ASX не является откровением фирмы. Более того, если подходить строго, то он практически не ушел от своего «родителя» – Mitsubishi Outlander. Лишь в размерах уменьшился. Но не сказать, что усох, скорее наоборот, мускулатура стала более рельефной. Но, как известно, сила в массе, а не в рельефе. ASX легче своего «донора». Соответственно, и слабее. Но назвать такую трансформацию недостатком тоже нельзя. Несмотря на производную от Outlander, ASX можно уверенно называть самостоятельной моделью со своим сложным дизайном, являющимся симбиозом между Lancer, которого «ай-эс-икс» не просто напоминает спереди, а бесстыдно копирует, а также самим Outlander. Да и сбоку ASX являет не что иное, как уменьшенную копию Outlander. Причем настолько точную, что неискушенный человек сразу и не поймет, где тут ASX, а где Outlander.
Салон неплох. Аккуратно собран, приветливый дизайн. Не сказать, что тесно, но и простора также не стоит ожидать. На передних сиденьях вполне вольготно, а вот сзади рослым пассажирам будет не хватать пространства над головой. Да и спинка в угоду багажнику расположена слишком вертикально. Как результат, в дальней дороге обитателей второго ряда сидений ждет незавидная участь.
Панель приборов соткана из известных решений от Lancer и Outlander, но все равно смотрится свежо и стильно. Колодцы хоть и приелись, но здесь обыграны со вкусом. Неудобно расположена регулировка яркости, а в остальном претензий нет. До селектора вариатора при приподнятом водительском кресле приходится тянуться. Хорошо что в ручном режиме коробкой можно управлять подрулевыми лепестками, иначе дискомфорта в таком случае было бы больше. На центральном мониторчике выкладывается информация с борт-компьютера и контрольных датчиков. Удобно, читаемо, красочно. Красиво!
А вот устроиться за рулем совсем нетрудно. Этому помогают как регулировки сиденья по трем направлениям, так и бесступенчатая регулировка рулевой колонки по длине и углу наклона.Эргономика почти без промахов. Разве что расположение кнопки регулирования подсветки приборов мог расположить в таком месте только человек с резиновым скелетом. Рука нормального человека так изгибаться, чтобы с первого раза дотянуться до кнопки, не может.
Немного разочаровал пластик салона. Применение жестких пластмасс японцы объясняют вынужденной экономией после кризисного 2008 года и, как следствие, отсутствием какого-либо возмущения со стороны понимающих и преданных поклонников марки. Но уважаемые японцы! Оглянитесь вокруг и поймите – в машине стоимостью под 30.000 долл. нужно использовать материал более благородный, чем в какой-нибудь малолитражке для рынков Индонезии. Тем более что по качеству с японскими машинами сегодня сравнялись корейские, а европейцы продвинулись еще дальше по технической начинке своих новейших моделей, не говоря о том же качестве и экологии. Но судя по ASX, японцы присматриваются к конкурентам. Хоть и с долей запаздывания.
Естественно, чтобы как-то преобразиться, производитель Mitsubishi добавил в салон и приятного мягкого пластика, но в основном в местах, где чаще касаются рука и взгляд человека. А все , что ниже, глубже и недоступнее, отделано жестким материалом.
В остальном интерьер привычен любому другому владельцу новой эры Mitsubishi и не напрягает неискушенного в автомобильной тематике человека. Но все же дискомфорт долго не покидал меня, когда я решил прокатиться на ASX. Вроде сидишь за рулем, крутишь маленькую «баранку», смотришь в зеркала, нажимаешь педали, в общем – едешь. Но что-то не так. Поначалу и непонятно, что именно. Лишь потом обратил внимание на слишком высокую оконную линию. А низкий потолок и узкое остекление ощутимо давят на голову. Так ведь недолго и клаустрофобию подхватить! Конечно, можно поднять сиденье вверх вместе с регулируемым по высоте и вылету рулем (что, впрочем, и было сделано), но тогда боковому обзору стала мешать передняя стойка.
И вообще обзорность – слабая сторона этого автомобиля. Внутрисалонное зеркало заднего вида – это скорее бутафория или даже декорация, нежели необходимый элемент пассивной безопасности. В узкую щель, которую по странному стечению обстоятельств назвали задним ветровым стеклом данного автомобиля, увидеть можно разве что работающий маленький «дворник». И, может, фрагмент догоняющего автомобиля. Вот и все... Отчасти выручают лишь огромные боковые зеркала.
На тест нам достался автомобиль почти в полной комплектации. На языке дилера она называется Intense S05. В отличие от топовой модели нет такой роскоши, как кожа, электропривод сиденья водителя и чего-то еще . Но и то, что есть, вызывает уважение. Выдающая неплохое звучание аудиосистема может считывать любые музыкальные файлы с флешки через USB-порт, а также с других источников звука через AUX. Не хватает лишь возможности воспроизведения видео, хотя есть и такие версии ASX. Но с антенной для радиоприемника что-то намудрили, т. к. даже в некоторых районах города приемник теряет волну и тот начинает недовольно шипеть. На щитке приборов по центру занял свое место ставший уже фамильной чертой информационный дисплей бортового компьютера. Красочная расцветка пиктограмм и цифр наглядно выдает нужную в дороге информацию. И это привычно – в европейских машинах такие дисплейчики есть давно...
Трудно создать нечто необычное в сегменте недорогих кроссоверов. Поэтому ASX ничем особенным не отличается от ближайших конкурентов. Как и следовало ожидать, поведение машины уверенное и прогнозируемое. Что-что, а управлять этим кроссовером сможет кто угодно. Двигатель под капотом достаточно тяговитый. Как ни крути, а полторы сотни пусть и не породистых, но все -таки «лошадей» бодренько разгоняют машину. Шестиступенчатый вариатор с интеллектуальным управлением работает безупречно.
При быстром разгоне он позволяет двигателю раскрутиться до максимальных оборотов, прежде чем изменит передаточное соотношение. Но вариатор не дает ощущения полного контроля над тягой. На действия педалью газа ASX реагирует с ощутимой задержкой. Особенно сильно заметна эта пауза при старте с места. В ручном режиме вариатор кажется менее задумчивым. Но динамика по ощущениям остается неизменной. В общем, поиграв симпатичными подрулевыми лепестками, которыми можно переключать передачи, перевел рычаг вариатора в привычное положение D и поехал дальше без экспериментов.
Устойчивость и управление Mitsubishi ASX ничем особенным от своих японских одноклассников не отличаются. На разумных скоростях поведение кроссовера понятно и не вызывает опасений. Причем независимо от того, на переднем или полном приводе едет машина. Но когда скорость становится больше 130 км/ч, поведение ASX меняется не в лучшую сторону. Динамический коридор существенно расширяется, т.к. на неровностях машину подкидывает, из-за чего ASX норовит сменить полосу. И чтобы удержаться на своей полосе, в ASX уже приходится прилагать усилия. Вот так новости! Новый «паркетник» Mitsubishi, чья стихия как раз не самые идеальные дороги, сильно отличающиеся от гладких автобанов, становится на них слабым звеном. Обычная малолитражка по той же дороге на тех же скоростях ведет себя увереннее.
Но кроссовер не зря называют самым что ни на есть универсальным типом автомобиля. Весна началась по графику. Теплые дни расслабили всех. И свойственные нам морозы стали забываться. А уж такое слово, как гололед, вообще погрузилось в недра сознания, как платоновская Атлантида в пучину моря–океана. Однако дедушка с бородой из ваты внес свои коррективы в мартовский климат. Начались затяжные старты на светофорах и тянучка в транспортных потоках неуверенно чувствующих себя на скользкой дороге водителей...
А вот ASX оживает – наступило время снова выпятить грудь колесом и сказать всем: «Ша! Теперь я поеду!»
Цепляясь зимними шинами за укатанный лед, Mitsubishi уверенно разгоняется, входит в повороты, тормозит. Такая дорога – лучшая для проверки работы полного привода любого «паркетника». На нем и сконцентрируемся на пару минут. Трансмиссия Mitsubishi имеет три режима: 2WD, 4WD и 4WD Lock. Первый понятен – с приводом на передние колеса поведение автомобиля становится абсолютно типичным для любого переднеприводника. Под тягой машина распрямляет траекторию, под сброс – переходит на внутренний радиус.
С полным приводом ASX напоминает больше заднеприводную машину. На повороте под тягой задние колеса срываются в занос. Что, впрочем, очень хорошо помогает попасть в нужный поворот. Главное, перед маневром не забыть отключить противобуксовочную систему (TCL), которая работает весьма примитивно. При первых же признаках пробуксовки просто и без фантазий душит двигатель. До немецких технологий японской системе пока далеко. И это порой очень мешает – хочется поддать жару, чтобы вытянуть машину тягой. А TCL вносит свои ненужные водителю коррективы. Так что с заблокированным межосевым дифференциалом Mitsubishi хорошо ездит только прямо.
Ну и иногда на ASX можно с оглядкой на безопасность проходить не слишком крутые повороты. Несмотря на то что реальной блокировки дифференциала не происходит и крутящий момент может в небольших пределах гулять между осями, машина просто не хочет поворачивать. На виражах ASX все время старается распрямить траекторию. Видимо, происходит это из-за того, что в режиме 4WD Lock на передние колеса приходится примерно 60% момента.
Но для движения по буеракам и легкому бездорожью этого хватает. С точки зрения «проходимца» Mitsubishi ASX очень неплох: короткие свесы с достаточным клиренсом (между прочим 195 мм, что всего на 15 мм меньше, чем у такого знатного вездехода, как Pajero первых двух поколений!) позволяют смело прогуливаться на загородных просторах. Главное, не заезжать в кустарники, которые не пощадят красивого лакокрасочного покрытия.
Резюме
Что можно сказать про Mitsubishi ASX? Хорошего – немало. Симпатичный дизайн, неплохо ездит, салончик привлекательный. Чистой воды пижонская машинка.
Но уж слишком близок он к своему старшему спутнику – Mitsubishi Outlander. Настолько близок, что воспринимается скорее как модификация, нежели как самостоятельная модель.
Плюсы
Cпортивная внешность;
Уверенное поведение на
средней скорости;
Энергоемкая подвеска;
Хорошая геометрическая проходимость.
Минусы
Задумчивость вариатора;
Жесткая задняя подвеска;
Низкий потолок над задними сиденьями;
Недостаточная звукоизоляция.
О безопасности
Mitsubishi ASX получил максимальную оценку по безопасности – 5 звезд по результатам краш-тестов EuroNCAP.
Пассажирская часть салона Mitsubishi ASX осталась нетронутой во время фронтального столкновения, хотя небольшая деформация передней стойки все же есть. Автомобиль показал хорошие результаты защиты коленей и бедер водителя и переднего пассажира. Однако с защитой нижней части ног и ступней Mitsubishi ASX справился лишь на троечку. При боковом столкновении машина набрала максимум возможных очков. Защита шейных позвонков во время наезда на автомобиль сзади была оценена на три балла.
Дела трансмиссионные
Полноприводная трансмиссия INVECS III CVT SPORT MODE имеет три режима работы.
2WD – привод на передние колеса. Этот режим предназначен для поездок по нормальным сухим дорогам.
Режим 4WD пригодится при езде по скользким трассам, во время снегопада.
Третий режим, 4WD Lock, поможет при езде по трудным участкам, например, по песку или глубокому снегу.
Переключение режимов трансмиссии осуществляется небольшой крутящейся шайбой, расположенной позади рычага вариатора.
Гамма двигателей
На выбор предлагается следующая линейка бензиновых моторов – объемом 1,6 л (мощностью
117 л.с.), 1,8 л (140 л.с.) и 2,0 л (150 л.с.). Есть и турбодизель объемом 1,8 л (мощностью 150 л.с.).
Фишки ASX
Не сказать, что ASX славится какими-то оригинальными решениями. Хотя подрулевые переключатели передач присутствуют далеко не на каждом автомобиле.
Одноклассники
Hyundai Tucson
Hyundai Tucson второго поколения появился на нашем рынке летом прошлого года. Хорошо оснащенный автомобиль комплектуется двигателями объемом 2,0 л и 2,4 л, имеет передне- и полноприводную трансмиссию. Цена Tucson начинается с .500.
BMW X1
Cамый дорогой в нашей выборке – за него просят от .200. Выпускается либо с приводом на задние колеса (версия sDrive), либо с полным приводом (xDrive). Оснащается двигателями объемом от
2,0 л до 3,0 л.
Nissan Qashqai
Nissan Qashqai уже старичок. Он продается несколько лет, но после рестайлинга заметно посвежел и не думает сдавать позиции. Оснащается двигателями объемом от 1,6 л до 2,0 л, бывает как переднеприводной, так и с приводом на все колеса. А из нашей выборки конкурентов он самый дешевый – его цена начинается с .500.
Роман КРЕМНЕВ |