ЧЕШСКИЙ ПРОРЫВ
На стоянке перед «Внешэкономбанком» нас ждала «Шкода Октавия», как тигр, готовый к прыжку. Почему тигр, просто такое выражение пришло в голову. А тигр или нет, придется проверить.
Чтобы притереться - знакомство с автомобилем начнем с салона, где на нас искоса поглядывает представитель компании Артем. Не удивительно - клиенты уже успели привести в негодность пепельницу, так что его настороженность понятна. Но кроме улыбки она ничего не вызывает: за плечами у нас не одна сотня тестов. Газете исполнилось десять лет, первый тест «Шкоды Октавии» был такой же осенью в 1996 году, и это еще раз подчеркивает, как быстро летит время. Артем успокоился только тогда, когда на его вопрос: «А у вас «права» есть?» я рассмеялся, и напряжение 220 вольт, витающее в воздухе, превратилось в 14,6 вольт. Я повернул ключ зажигания. Все-таки тест – это приятное занятие, всегда новый автомобиль чем-то удивляет. Приятно или нет, посмотрим. До сих пор Octavia была более доступной и практичной, но скучноватый дизайн и простые материалы интерьера ставили ее в фольксвагеновской табели о рангах пониже. А что будет теперь? «Почти Golf». Или «почти Passat B5»?
Итак, салон
Богатым интерьер не назовешь, но «немецкая» добротность чешских сборщиков чувствуется во всем. Детали панели подогнаны практически идеально, пластик на ощупь мягкий, добротный, придраться не к чему. Чувствуется кардинальное улучшение качества отделки салона. Все материалы стали приятнее и на вид, и на ощупь. Чистой воды Volkswagen! Вернее, чистой пластмассы - дорогой и качественной. Дизайн интерьера напоминает одновременно салоны Golf и Passat. Интересное дизайнерское решение обдува переднего стекла - воздуховод спрятан под сетку, можно спутать с колонками. Взгляд остановился на шкале приборов, изготовленной по принципу большая цифра - маленькая цифра. Но количество штрихов (насечек) на шкале - это уже перебор и создает мельтешение в глазах. Стоит отметить удобную посадку на водительском сиденье.
Небольшая подушка под спину в нижней части позвоночника в дальней дороге будет кстати. Кресло с хорошей боковой поддержкой, слева рычажок домкратного типа регулировки по высоте. На переднем сиденье комфортно себя будет чувствовать даже милиционер дядя Степа. Тем более, рулевая колонка регулируется по вылету и высоте. На руле бы хват под пальцы, рифленый, но нет, и не будем особо огорчаться.
Кнопки стеклоподъемников на двери - как и в старой модели и на других автомобилях концерна VW (Golf, Passat). Преемственность - это хорошо. Вместо подлокотника много ниш под разные предметы, например под металлическую банку кока-колы и т.д. В перчаточном ящике зажимы, но объем его достаточно солидный, Плюшкин бы остался доволен. У водителя над ногами есть также ниша под документы и не только. Рукоятки управления микроклиматом, подрулевые переключатели, клавиши электростеклоподъемников - со всем этим осваиваешься быстро и пользуешься без особых проблем. Нажав на кнопку в торце правого подрулевого рычажка, можно сменить показания бортового компьютера: узнать, например, средний расход топлива или среднюю скорость движения.
Ждем мощи
А теперь отправляемся в дорогу. Наш путь лежит в Шабаны, через весь город. Проверка будет хорошей, ведь скоро наступит час пик. Хорошая, уверенная тяга нового турбодизеля 2.0 TDI концерна VW на второй, третьей передаче, причем без большой подачи газа. Трогание с места плавное и не вызывает эффекта прыжка. Переключение 6-ступенчатой механической коробки происходит тоже плавно. Четвертая передача - “полет” нормальный, сейчас будет прямая, где можно разогнаться, 120, 130, 140 км в час, сбрасываю газ. Коробка передач прекрасно синхронизирована. Да. Если перед тестом не знать, что предстоит встреча с дизельным мотором, то силовой агрегат вполне может сойти за бензиновый. И дело тут не в отличной шумоизоляции. Просто дизель 2,0 так же тихо работает, как бензиновый 1,6. При этом, разогнавшись, он резв и задирист, совсем как 1,8T. Ну а расход - в лучших традициях дизельных двигателей: загородный цикл - 4,7 литра на 100 километров, в городе - 6,9 литра. Отдельного упоминания заслуживает работа турбины. Она включается, когда обороты достигают всего лишь отметки 1800. Необычно “ранний старт” дает возможность активно использовать турбину в городе. Автомобиль словно превращается в маленький самолет, стрелка спидометра резко взмывает вверх. И это дизельная Skoda?!
Вибрация на рычаге КПП полностью отсутствует, однако пробивается через педаль сцепления где-то на середине хода, при полностью выжатом сцеплении она пропадает. Рулевое управление средней информативности, не острое, но и не аморфное - золотая середина.
Тем временем заезжаем на площадку АЗС, чтобы рассмотреть автомобиль поближе.
Octavia второго поколения стала крупнее, чем была раньше. Новая фольксвагеновская платформа, на которой построены Audi A3, Volkswagen Touran, Volkswagen Golf и Skoda Octavia, «подросла» в колесной базе на 66 мм. Сзади в «Октавии» теперь спокойно усаживаются трое пассажиров - запас места для ног заметно увеличился. Багажник и раньше удивлял выдающимся для гольф-класса объемом в 528 литров, а теперь здесь и вовсе 560 л. Причем если сложить спинку заднего сиденья (можно по частям), то объем грузового отсека составит уже 1350 л. Задняя полка в два сложения, теперь предметы, положенные сзади, не будут падать в салон. Очень удобно.
На кольцевой мы разогняемся до 180 км/ч по спидометру - мащина прекрасно держит прямую. На ней очень легко перестраиваться из ряда в ряд. Повороты Octavia прописывает предельно четко, а рулевое управление с электроусилителем порадовало неплохой обратной связью. Обогнать грузовик на подъеме? Даже на пониженную передачу переходить не надо - просто утапливаю педаль газа, и Skoda с напористым ускорением совершает маневр. После динамичного разгона, как некстати, приходится резко тормозить. И здесь новая «Октавия» не вызывает даже тени упрека. Легкое прикосновение к педали тормоза, и автомобиль мигом прячется в потоке.
Подвеску нельзя назвать жесткой - тут скорее подойдет термин «плотная» или «собранная». И все же чувствуется, что Octavia создавалась для хороших европейских дорог. А когда в Шабанах попадались дорожки похуже, ее изрядно потряхивало - особенно на мелких неровностях. Район в его нынешнем состоянии - идеальное место для проверки ходовых характеристик. Особенно подвески. Сплошные ямы и рытвины. Что ж, может показаться, что задняя подвеска (с качающимся продольным рычагом и тремя боковыми) чуть мягковата. К переднему McPherson претензий нет. Впрочем, это дело вкуса: раздражающих раскачиваний нет, и слава богу. А для таких дорог, как Кольцевая, именно такая подвеска кажется идеальной.
Без слабых мест
Какой вывод можно сделать после теста Octavia по Минску? Теперь «Шкода Октавия» не походит на простодушного деревенщину, это скорее школьный учитель в деловом костюме, но без изысков. Это действительно качественный современный автомобиль практически без слабых мест. Чехи сделали его более «живым» по сравнению с предыдущим поколением, но при этом сохранили консервативную строгость. Он очень прост в управлении и предсказуем. Пожалуй, даже не слишком опытный водитель будет чувствовать себя уверенно, управляя Octavia New. Чехи решились на интересный шаг, сохранив на конвейере старую модель и запустив в серию новую. Не будут ли модели переманивать клиентов друг у друга? Так как они, находятся в разных ценовых категориях, я думаю, они будут интересны разным покупателям. Но вопрос остается: непонятно - чем же Skoda хуже «Фольксвагенов»?
Мы все чаще сталкиваемся с тем, что четкие границы между классами стираются. Skoda Octavia по размерам кузова остается хэтчбеком, но заметно больше одноклассников. Octavia длиннее, чем Golf, на 36 сантиметров! При одной и той же колесной базе. И лишь на 16 сантиметров короче, чем Passat. Может быть, гамма предлагаемых двигателей внесет ясность в вопрос классификации? Не тут-то было. Skoda комплектуется пятью различными моторами, четыре из которых устанавливаются как на Volkswagen Golf, так и на Volkswagen Passat! Как тут разобраться? Вместе с тем у «Шкоды Октавии» простоватый дизайн и меньше цена.
В заключение отметим: новая Skoda Octavia стала победителем конкурса «Золотой Руль», церемония награждения состоялась в Берлине 11 ноября 2004 г. Несмотря на большую конкуренцию, новая модель Octavia заняла первое место в категории компактных автомобилей и автомобилей среднего размера. 27 судей журнала «Bild am Sonntag» признали эту модель победителем в трех из восьми категорий.
Геннадий ИГНАТЮК |