ДИТЯ КАЙЗЕНА
Японцы - народ загадочный. Сочетание традиций средневековья и ультрасовременных технологий не под силу никому, кроме жителей Страны восходящего солнца. Японская кухня также не всем понятна, но она в моде, как и многие другие японские атрибуты.
Совсем недавно мы с недо-верием воспринимали их автомобили, но познав вкус качества, не можем оторваться от продукции с эмблемой “Made in Japan”. Немногим более 10-ти лет понадобилось менеджерам компании Toyota, чтобы вывести многие модели в число лидеров по продажам. В основе этого кропотливого процесса лежала основа, которую они называют звучным словом “кайзен”, означающего непрерывное совершенствование. Это как искусство владения мечом, требующее постоянных и упорных тренировок. Возможно, это владение изысканной чайной церемонией, где проявляются истинные познания мастера. Выпускать качественные, надежные и привлекательные внешне автомобили – это новое искусство, которым овладела японская нация. Очередная версия Toyota RAV4 - яркий пример, на основе которого можно говорить об очередном успехе компании.
Что у нас знают о внедорожных качествах автомобилей Тойота. Скорее всего, что привод у них полный и постоянный. Любители охоты и рыбалки, у кого еще нет Land Cruiser 100, только и мечтают о таком. Есть, конечно, Прадо, как альтернатива большим «паркетникам», но большей популярностью пользуется малоформатный RAV4. Впервые появившись в 1994 году, теперь он выпускается в третьем поколении, которое стартовало совсем недавно. В жесткой борьбе за лидерство с Honda CR-V тойотовский «паркетник» получил большее признание у женской половины человечества. И этот спор пока не разрешен окончательно. И в самом деле, первые версии RAV4 были похожи на сладенький, зализанный со всех сторон леденец. Особые приступы умиления вызывала 3-дверная версия, за рулем которой обязательно можно было встретить девушку с горящими от счастья глазами. Еще бы! Обладание таким удобным автомобилем могло зажечь кого угодно. Маленькая, юркая и в то же время высокая относительно других малолитражек машина с приводом на все 4 колеса. Мечта!
Салон RAV4 радует всевозможными электрическими примочками. Экран навигации в самую масть
Удлиненная версия в 5-дверном исполнении была более универсальной, но опять за рулем все чаще встречались женщины-хозяюшки. Они требовали от своих мужей именно эту машину, чтоб в ней хватало места для семейных ценностей.
Новое поколение закрепило успех предшественника, но, увы, не изменило предначертанного быть женским автомобилем. Можно сказать, что Honda CR-V после выхода новой RAV4 в 2000 году стала брать реванш, поскольку покупали ее как мужчины, так и женщины поровну, чего не скажешь о Тойоте.
С появлением третьего поколения RAV4 положение кардинально стало меняться. RAV4 (Recreational Active Vehicle) не только увеличился в размерах, но и стал дороже. Теперь не осталось следа от того гадкого и
почему-то милого «утенка». Зато за выросшего «лебедя» у нас стали просить под .000. Но пока не будем поднимать вопрос цен. Лучше рассмотрим товар детально. Поскольку у белорусского дилера автомобиль и клещами не вытащить на тест, мы провели испытания в Европе, причем той версии, которую у нас и близко не предложат. Речь идет о дизельной модификации, за которую у нас бы отдали деньги еще с большим удовольствием, чем за бензиновую. К сожалению, новейшее поколение тойотовских турбодизелей под названием D-4D плохо переваривает наше недотягивающее до европейских норм дизтопливо. Поэтому получать удовольствие от более экономичных и эластичных моторов мощностью 136 и 177 л.с. пока могут только европейцы. То же самое касается навигационной системы и камеры заднего вида, которых не будет в официально поставляемых в Беларусь версиях.
Внешние отличия от предшественника малозаметны. Главное - содержание
Но не только в радующем взгляд экране навигации нового RAV4 скрыт весь лоск. Новые оптитронные приборы радуют глаз не меньше, чем жидкокристаллический экран. Основное место на панели приборов уделено спидометру с намеком на возросшие скоростные данные. Качество отделочных материалов также на должном уровне. Кайзен сделал свое дело, и мы с удовольствием отмечаем удобство боксов для мелочевки. Да и само количество тайничков увеличилось, не говоря уже о разделенном заднем диване, отбросив который, можно превратить RAV4 в маленький грузовичок. Есть в новой Тойоте решения, взятые у ближайших конкурентов. К примеру, клавиши климат- контроля позаимствованы у Nissan X-Trail и расположены на отдельном ярусе центральной части панели. Но главное, что это удобно будущим покупателям.
УНИСЕКС
После включения зажигания шкалы загораются ярко и сочно. Осмотревшись в салоне, понимаешь, что женское начало здесь по-прежнему доминирует. Кружочки приборов и расположенные в кружочках клавиши еще раз подсказывают о целевой аудитории, для которой так старались японцы. Но теперь RAV4 стал просторнее не только внутри салона, но и в багажном отсеке. Выходишь из машины и видишь перед собой привлекательный автомобиль не только для женщин, но и для другой целевой группы. Например, горожан, которым дорожные монстры с внедорожными качествами абсолютно ни к чему.
В полу багажника есть удобная ниша для дорожных аксессуаров
Кстати, в первых проданных автомобилях засветились прилично одетые молодые парни, но подавляющее большинство по–прежнему составляют жены успешных деловых людей и бизнес-леди, которые сами могут выступать в роли спонсоров.
ПРИВОД - НЕ ГЛАВНОЕ
Те, кто не пробовал RAV4 за рулем, могут долго рассуждать о его достоинствах и недостатках. Даже с полным приводом прошлые версии не могли обеспечить должный уровень безопасности на скользкой дороге. Даже есть примеры опрокидывания и съезда с дороги автомобиля, не поддающегося контролю. Конечно, многое зависит от уровня водительского мастерства, подобранных к сезону шин и самого дорожного покрытия. А постоянный полный привод лишь исполнял вспомогательную роль.
Теперь ситуация изменилась. Хоть и сильны японцы в электронике, но тон в системах безопасности задают европейцы. Все дело в растущих скоростных характеристиках автомобилей. Чтобы конкурировать с европейскими производителями, инженеры Тойоты решили отказаться от постоянно работающего привода на обе оси в пользу электронно-подключаемого, как у того же Nissan X-Trail.
Все дело в том, что новая система Integrated Active Drive теперь координирует работу системы стабилизации, полного привода и электроусилителя руля. В компании рассчитывают, что новая система обеспечит лучшую среди конкурентов согласованность работы перечисленных систем. Например, для вывода автомобиля из заноса не только меняется подача топлива и индивидуально подтормаживаются колеса, но и регулируется доля подводимого к передним колесам крутящего момента — от 55 процентов до 100. Усилие на руле подсказывает водителю, в какую сторону нужно повернуть «баранку» во время заноса. Впрочем, такие системы уже есть у европейцев. Новейшие системы ESP, разработанные Bosch, уже вовсю применяются в немецкой троице премиум-сегмента Audi, BMW, Mercedes. Как стало известно, в BMW уже готовят конкурента бензиновым моторам (152 л.с.) и «автоматам» (и двигатель, и коробка претерпели лишь небольшие изменения — они касаются электронного управления). Причина проста – успех данного сегмента автомобилей у покупателей. Поэтому в Тойоте не дремлют.
Задний диван делится в соотношении 60:40. Кроме того, сиденья можно двигать
До испытаний на прочность новейшего RAV4 в условиях бездорожья у нас дело не дошло. А вот имитацию заноса прошли успешно. Электронная уздечка в самом деле помогает управлять автомобилем на скользкой дороге. Необходимо лишь довериться системе стабилизации и подкорректировать рулем траекторию движения. Что будет на большой скорости в условиях автобана, судить сложно, как и о ситуации на дороге.
ВЫБОРА НЕТ
То, что RAV4 стал комфортнее на ходу, это заметно без лишних «разборов полетов». Резина на 17 дюймов еще раз напоминает, что RAV4 может ездить со скоростью 200 км/ч, но лишь с самым мощным мотором D-4D, на автомобиле с которым нам удалось проехать. Менее мощная дизельная “четверка” хоть и слабее бензинового мотора, но обладает более сбалансированным характером. Единственное, чего недостает дизельным версиям, это автоматической КПП. Возможно, позже этот недостаток будет устранен. Но на нашем рынке покупатель может приобрести авто уже с известным 2-литровым мотором с измененным электронным управлением. А жаль. Дизельные двигатели были бы в самый раз для тех, кто рассматривает новый RAV4 в качестве мужского автомобиля. Впрочем, есть и другие рынки, где можно приобрести новую Тойоту в нужной комплектации.
Багажное отделение при сложенных задних сиденьях обладает хорошим объемом
ВЫБОР ЕСТЬ
Как ни удивительно, но только для восточного региона предлагается RAV4 в одном варианте и по возросшей цене. На самом огромном рынке - в США RAV4 нового поколения предлагается по более привычной цене в пределах .000. Кроме того, покупатели могут выбирать совершенно другие моторы. Это позаимствованные у Toyota Camry бензиновые двигатели – 2,4-литровый мощностью 166 л.с. и 3,5-литровый V6 (269 л.с.). Безусловно, есть в американских версиях свои особенности. Но рынок диктует свои условия, и покупатель вправе выбирать. Поэтому в автосалонах Toyota в США RAV4 можно заказать как с полным, так и только передним приводом, как с “автоматом”, так и с «механикой». Вполне вероятно, что скоро такие автомобили появятся и у нас.
Роман КРЕМНЕВ |