Белорусские власти сделали новый шаг к осуществлению давней мечты по созданию собственного производства легковых автомобилей. По информации "Ежедневника", при участии китайской компании Geely созданы два предприятия "БелДжи" и "Союзавтотехнологии".
Предприятия займутся соответственно автопроизводством и производством автокомпонентов на территории Беларуси. Оба СП официально зарегистрированы в качестве резидентов СЭЗ "Минск".
Юридический адрес "БелДжи" совпадает с адресом жодинского БелАЗа, а "Союзавтотехнологий" – борисовского БАТЭ. Именно эти два белорусских предприятия были названы в качестве возможных партнеров китайской корпорации Geely Automobile на переговорах, прошедших в конце декабря 2011 года. Их итогом стало подписание инвестиционного соглашения по созданию на базе БелАЗа сборочного производства автомобилей китайской корпорации. Кроме того, предусматривалось, что для локализации производства на территории Беларуси будет организовано еще одно предприятие по выпуску автокомпонентов на базе БАТЭ.
Заместитель генерального директора ОАО "БелАЗ" Станислав Якубович подтвердил "Ежедневнику", что в ходе переговоров стоял вопрос о предоставлении СП статуса резидентов СЭЗ. Но, по его словам, практических действий по реализации этого проекта в Жодино пока не предпринималось, потому что соответствующие документы еще не пришли на предприятие из высоких инстанций.
Как свидетельствуют данные Республиканского центрального депозитария ценных бумаг, государственная регистрация ценных бумаг обоих предприятий была осуществлена на прошлой неделе. Уставной фонд СЗАО "БелДжи" составил 252,3 млрд рублей (31,5 млн долларов), борисовского СП значительно меньше – 342 млн рублей (около 43 тыс. долларов).
Белорусские эксперты изначально со скептицизмом отнеслись к новости о намерениях наладить в Беларуси производство китайских автомобилей. Глава правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич поставил под сомнение целесообразность сборки китайских автомобилей в Беларуси с точки зрения стоимости труда, а также узости рынков сбыта в Едином экономическом пространстве. "Если мы говорим о китайских брендах, то надо смотреть, где они будут продаваться. В России их не ждут, и, я думаю, со стороны России будут всевозможные препоны, чтобы машины этой сборки не продавались на этом рынке", – заявил он в одном из своих интервью.
Предположение эксперта о возможных проблемах с российскими властями и, в частности, с российским Минпромторгом практически сразу подтвердил посол России в Беларуси Александр Суриков. Он отметил, что в России имеются большие мощности по производству автомобилей, поэтому правительство соседней страны будет настаивать на ограничении ввоза машинных комплектов из Китая для последующей сборки автомобилей в Беларуси.
Но все же на данном этапе делать прогнозы, получится ли сама попытка и что в очередной раз после "Форда" и "Саманда" в итоге из нее выйдет, сложно. Не известны пока даже приблизительные параметры бизнес-проектов, если они вообще уже есть. Ведь не стоит забывать, например, что, хотя продажи китайских автомобилей и в Беларуси, и в России составляют мизер, Geely c 2010 года является владельцем контрольного пакета Volvo Personvagnar. Мощностей шведского концерна в России и на территории Единого экономического пространства нет, а бренд Volvo достаточно популярен на этом рынке. По данным БАА, по итогам 2011 года его доля на белорусском рынке составила 1,64% – больше, чем у Mercedes-Benz и Citroen.
Ежедневник |