МЕЧТА РОМАНТИКА
Ниссан Патрол высоко ценят нефтяники и геологи, военные многих стран мира и арабские шейхи. Среди внедорожников он уже канонизирован и находится в одном ряду с такими “иконами”, как Тойота Лэнд Круизер или Лэнд Ровер.
Досье
Год выпуска – 1998. Пробег – 118.000 км. Двигатель – турбодизель, 2,8 л. Трансмиссия – МКПП, задний привод с жестко подключаемым передним мостом, демультипликатор.
Комплектация – полный электропакет, кондиционер.
Из грязи в князи
Пятое поколение Nissan Patrol, что называется, “причесали”. Все прямые углы, характерные для предыдущей модели (заводское обозначение – Y60), в новой генерации не нашли применения. Кузов обрел цивильные формы. Патрол стал современным внедорожником, на котором можно хоть в тайгу, хоть к подъезду дорогого отеля. Правда, выходить из него в праздничном наряде совсем не с руки. Как и полагается большому и, добавим, недешевому внедорожнику, комплектация в нем достаточно богатая, но не шик. Поэтому на роль представительского авто не тянет. Все-таки климат-контроль ныне в таких машинах более предпочтителен, нежели просто кондиционер.
Салон в Nissan Patrol очень просторный. А вот потолок низкий. Рабочее место водителя удобное: диапазон регулировок сиденья и руля достаточный. Нарекание может вызвать только слишком низко расположенный рычаг раздаточной коробки
Задние сиденья, как скамейка, спинка плоская и низкая. Другое дело – подъехать на таком внедорожнике к речке или выбраться на охоту с компанией. Patrol к этому больше располагает. Салон в нем очень просторный. А вот потолок низкий. Нет, конечно, головой в него не упираешься, но все же немного “давит”. Обзорность у ниссановского вездехода также хороша. Но исключительно вперед. Вертикальный разъем створок дверей багажника и большая «запаска» на них перекрывают львиную долю обзора назад. А вот багажник просто огромный. Его легко можно загрузить таким количеством вещей, что хватит на зимовку в тайге. Рабочее место водителя удобное: диапазон регулировок сиденья и руля достаточный. Нарекание может вызвать только слишком низко расположенный рычаг раздаточной коробки. Но ничего, народ за рулем Patrol к таким “тяготам” привычный.
Куда едем, брат?
Сели мы с товарищем в Patrol и по газам. Но не тут-то было. Первые же метры доказывают: Patrol не для асфальтовых дорог. На городских улицах бегать ему тяжеловато, в транспортном потоке он помеха, а после 60 км/ч динамика вообще становится никакой. Запаса мощности для обгонов почти нет. Да что там разгон – просто тронуться с места под нагрузкой (например, на небольшой подъем) уже затруднительно – необходимо “дать копоти”. Сказывается все же возраст автомобиля. Управляемость также не вызывает восторга. Реакции слегка запаздывают, чувствительность рулевого управления невысокая. А если к этому добавить значительные крены при прохождении крутых поворотов, становится понятным, что стихия этого автомобиля явно не городские улицы с интенсивным движением.
Зато для дальних поездок трудно найти более подходящий автомобиль. Пусть медленно, но верно, Patrol набирает крейсерскую скорость 120-130 км/ч и летит по дороге, невзирая на качество асфальта. На плохих участках дороги многие минусы машины превращаются в плюсы. Например, низкая чувствительность рулевого управления позволяет уверенно удерживать курс – машину не бросает из стороны в сторону, и руль по рукам не бьет. Мягкая подвеска японского мастодонта (причина сильных кренов в поворотах) глотает все неровности, не позволяя сбить автомобиль с курса.
Без асфальта
Покупать рамный внедорожник на мостах для езды исключительно по городу – вариант ошибочный. Родная стихия Nissan Patrol лежит далеко за пределами цивилизации, где этот внедорожник в полной мере раскрывает свой потенциал. И пусть у него нет блокировок межколесных дифференциалов, ему не страшны косогоры.
Огромные ходы подвески существенно снижают риск диагонального вывешивания. Несмотря на то, что автомобиль “обут” в “родную” резину размером 31 дюйм, под картерами мостов остается 22 см просвета. При включенной пониженной передаче в раздатке Patrol ничто не остановит.
Разве что бетонная стена. Запаса мощности и крутящего момента хватит для преодоления любых дорожных преград (лишь на крутых косогорах есть риск сесть на “пузо” из-за длинной базы).
Например, по такому показателю, как максимальный преодолеваемый подъем, Nissan Patrol можно считать одним из рекордсменов среди серийных внедорожников, он способен забраться на уклон крутизной 39 градусов! Кроме того, Patrol не боится водных процедур. Без всякой подготовки он способен преодолевать броды глубиной до 70 см (отметим, что многие популярные внедорожники имеют порог в полметра, в том числе и такой “вояка”, как УАЗ-31512).
Кто он?
Nissan Patrol можно считать одним из лучших автомобилей для дальних путешествий. Высокая крейсерская скорость, отличная проходимость, вместительный салон и отличная работа подвески – бесценные качества в путешествиях.
Из истории
Компания Nissan ведет свою историю с открытия автомобильного завода Kwaishinsha Co., созданного в 1911 году Масудзиро Хасимото в Токио. Три года спустя на заводе выпустили небольшой пассажирский автомобиль собственного дизайна. Через год он дебютировал на рынке под названием DAT, которое являет собой аббревиатуру из первых букв фамилий трех основных меценатов г-на Хасимото: Кендзиро Ден, Рокуро Аойама и Мейтаро Такеучи. Также слово dat с японского языка переводится как живой, проворный. В 1925 году в результате объединения двух фирм – Kwaishinsha Co. и Jitsuyo Jidosha Co. – была образована компания DAT Jidosha Seizo.
В 1931 году произошло еще одно слияние компаний: DAT Jidosha Seizo объединилась с Tobata Casting и стала называться Tobata Imono. В это же время компания представила новый малолитражный автомобиль. Масудзиро Хасимото решил назвать его по-английски Datson, что переводится как сын ДАТа (имеется в виду компания DAT). Такое название стало приговором карьере Хасимото, так как слово son по-японски означает убыток, вред. Хасимото пришлось уйти из автомобильного бизнеса. Тем временем в названии машины заменили букву “о” на “u”, получилось название Datsun. Приставка sun в переводе с английского означает солнце. Слияние компаний продолжилось несколько лет спустя – Tobata Imono объединилась с фирмой Nihon Sanyo.
Образовавшейся фирме сначала дали название Jidosha Seizo, а затем переименовали в Nissan Motor (созвучное и с Nihon Sanyo, и с Datsun). Так, декабрь 1933 года принято считать годом основания компании Nissan. В 1951 году Nissan выпустила Patrol – первый полноприводной внедорожник с 6-цилиндровым двигателем.
Особенности эксплуатации Nissan Patrol
Даже новая мода на “паркетники” не изменила характер этого автомобиля. Он построен по классической схеме: мощная лонжеронная рама, зависимые длинноходные подвески и раздаточная коробка с демультипликатором. Вне всякого сомнения, этот автомобиль можно считать настоящим повелителем бездорожья.
Кузов
Он оцинкован и практически не подвержен ржавчине. У экземпляров с большим пробегом (свыше 150 тысяч км) нередко провисают двери (особенно водительская и дверь багажника), что «лечится» заменой петель.
Мотор
Дизельный двигатель объемом 2,8 литра с турбонаддувом откровенно слабоват для столь тяжелого автомобиля. Кстати, некоторые владельцы критикуют его не только за недостаточную мощность, но и за меньшую надежность по сравнению с мотором объемом 4,2 литра. Нередко после пробега 150-200 тысяч км может потребовать замены турбина. Случается, что прогорает прокладка головки блока цилиндров, а еще следствием перегрева силового агрегата может стать деформация самой “головы” (в последнем случае иногда отшлифовать ее не получается и приходится покупать новую).
Дизельный двигатель объемом 2,8 литра с турбонаддувом откровенно слабоват для столь тяжелого автомобиля
Этот двигатель, в отличие от предшественников, более требователен к качеству топлива. Помимо всего прочего отмечались случаи, когда из строя выходил топливный насос высокого давления, замена которого может обойтись в довольно приличную сумму. Газораспределительный механизм этого силового агрегата приводится в действие ремнем, который в наших условиях вместе с двумя роликами рекомендуется обновлять через каждые 60 тысяч км.
Трансмиссия и ходовая
В обычных условиях Nissan Patrol имеет привод только на заднюю ось. На бездорожье же водитель может подключить переднюю ось, включить пониженную передачу и, что самое интересное, отключить задний стабилизатор (на некоторых версиях).
Благодаря этому колесо имеет дополнительный свободный ход в 70 мм! Система полного привода достаточно надежна, вот только ступичные муфты передних колес (кстати, у Patrol они могут быть как ручные, так и автоматические) время от времени могут выходить из строя. Передняя и задняя подвески Nissan Patrol пружинные зависимые. Самые слабые элементы ходовой части – это стойки и втулки стабилизатора поперечной устойчивости, как правило, они подлежат замене через каждые 60 тысяч км. Примерно через 100 тысяч км пробега могут потребовать замены рулевые тяги вместе с наконечниками. Приблизительно такой же ресурс имеют и амортизаторы.
Nissan Patrol – спортсмен со стажем
Нынешнее поколение Nissan Patrol (уже пятое по счету) было впервые представлено публике на автосалоне во Франкфурте в 1997 году. Полное название модели – Nissan Patrol GR Y61, последние три символа обозначают индекс кузова.
В отличие от предшествующей модели, новый Patrol получил скругленные формы, увеличенные габариты и еще более богатое оснащение. Автомобиль имел большое количество вариантов исполнения по типу кузова: хардтоп, универсал, пикап, грузопассажирский вэн.
Выпускался он со стандартным и увеличенным объемом кузова, с удлиненной и укороченной колесной базой. Машина комплектовалась различными коробками передач (механической или автоматической), двигателями (карбюраторным бензиновым, с системой электронного управления впрыском, дизельным), механической или электрической лебедкой. От предшественника модели достались два шестицилиндровых турбодизеля объемом 2,8 литра (129 л.с.) и 4,2 литра (145 л.с.).
Для других рынков существовала безнаддувная версия мотора объемом 4,2 литра мощностью 115 л.с. Есть в линейке и бензиновый двигатель объемом 4,5 литра мощностью 200 л.с., однако Patrol с этим силовым агрегатом встречается крайне редко.
В основном они попадают к нам из Эмиратов. Модернизированный Patrol был представлен весной 1999 года на Женевском автосалоне. В этом же году появилась версия с турбодизелем, промежуточным интеркулером и электронным впрыском топлива, объемом 3 литра и мощностью 158 л.с. Последний глобальный рестайлинг произошел в 2003 году, в результате была изменена форма кузовных панелей, модель получила новые решетку радиатора, бамперы и светооптику. Также появился новый бензиновый двигатель объемом 4,8 литра мощностью 245 л.с.
Конкурент
Toyota Land Cruiser 100
Впервые на внедорожнике Toyota применен V-образный 8-цилиндровый двигатель. Специально созданный для “сотки”, этот мотор имеет по 4 клапана на цилиндр, по два распредвала в головках блока и при рабочем объеме 4,7 литра развивает 235 л. с. и 434 Нм крутящего момента.
Предлагается еще и рядный шестицилиндровый турбодизель, который, правда, новинкой не является. Он использовался и на предыдущем автомобиле – Land Cruiser 80, – хотя прежде чем попасть в моторный отсек новой модели, он претерпел серьезную модернизацию. С установкой промежуточного охладителя воздуха наддува, новой турбины с повышенной производительностью и более мощного ТНВД мощность дизеля удалось довести до 204 л. с., а момент – до 430 Нм.
Забираться в Land Cruiser неожиданно легко. При выключенном двигателе умная подвеска опускает автомобиль на 50 мм, при этом помогают удобная подножка и специальная рукоятка на передней стойке. Облегчает посадку-высадку и то, что при выключении двигателя руль отъезжает вперед и поднимается в крайнее верхнее положение.
При комфортной настройке подвески водитель и пассажиры чувствуют себя прекрасно даже на каменистой проселочной дороге. Особое внимание уделено шумо- и виброизоляции.
Передаточные числа первых трех ступеней и главной пары завышены в расчете на тяжелое бездорожье. И действительно, на крутых подъемах или на мягких грунтах это позволяет автомобилю с турбодизелем двигаться очень уверенно. Дизельный Land Cruiser – это вездеход без компромиссов, и именно этим, вероятно, привлек многих. Такие машины можно встретить в самых труднопроходимых частях планеты, от джунглей Юго-Восточной Азии до сибирской тайги. Кстати, в актив этого автомобиля можно записать еще и низкий уровень шума и вибраций, передаваемых от дизельного мотора.
Land Cruiser 100 мирно сочетает в себе два облика. Первый – это полноприводный лимузин с мощным мотором, совершенной трансмиссией и подвеской, конструкторы которого сумели добиться высокого комфорта и хорошей управляемости, не принося в жертву проходимость. Плюс высочайшее качество изготовления каждого узла и сборки всей машины, традиционное для марки Toyota. Второе предназначение – “рабочая лошадка”. Он востребован газовыми и нефтяными компаниями, золотыми приисками и отдельными гражданами одной шестой части суши, испытывающими потребность в универсальном транспорте. Это потенциально семиместный автомобиль, практически “неубиваемый”, способный перевозить пассажиров и грузы в условиях самого тяжелого бездорожья и при этом имеющий вполне сносные “асфальтовые” манеры. Плюс все то же тойотовское качество.
Роман КРЕМНЕВ |