ЗВЕРИ КАМЕННОГО ЛЕСА
По закону джунглей выживает сильнейший. Но в городских дебрях действуют свои правила. Наиболее жизнеспособные особи здесь те, которые обладают меньшими размерами, большей вместимостью и лучшей экономичностью. Имя им – компактвэны. Шаг за шагом они завоевывают себе жизненное пространство крупных мегаполисов, безжалостно вытесняя седаны, внедорожники и даже родственные хэтчбеки с их естественной среды обитания. Мы тоже не смогли обойти их стороной. Встречайте: Skoda Roomster и Nissan Note…
Действительно, компактвэны в Беларуси становятся все популярнее. Что заставляет людей предпочитать их традиционным хэтчбекам и универсалам?
Искать ответ на этот вопрос нам помогали два автомобиля. Первый – Nissan Note – родом из Японии. Широкой публике он был представлен в 2006 году. К нам в руки автомобиль попал с бензиновым двигателем 1,6 л мощностью 110 л.с. и пятиступенчатой «механикой».
Соперничать ему придется с компактвэном из Европы – Skoda Roomster, дебютировавшем все в том же 2006 году. По энерговооруженности чешский автомобиль заметно уступал своему оппоненту: на нем двигатель 1,4 л мощностью 85 л.с. в паре с пятиступенчатой МКПП.
Несмотря на принадлежность к одному классу, внешность двух машин никак нельзя назвать схожей.
Взять, к примеру, Шкоду. Даже визуально нетрудно заметить, что она будто составлена из двух частей. И действительно, передок вместе с рулевым управлением и элементами подвески сюда перекочевал с хэтчбека Fabia последнего поколения, а задняя часть вместе с полузависимой подвеской – с “переростка” гольф-класса Octavia, причем предыдущего поколения. Многим может показаться, что эта «состыковка» была произведена не очень удачно, и легковой передок дисгармонирует с грузовой задней частью. Пусть так, но в одном Румстеру точно не откажешь – он неизменно притягивает к себе взгляд! А своими оригинальными дверными проемами и необычными формами остекления и вовсе радует глаз. Ну нет на нашем рынке другой такой машины!
Nissan на этом фоне выглядит более приземленно – традиционный однообъемный силуэт. Но посмотрите, как красиво и динамично он смотрится с позиции три четверти сзади! А все благодаря удачному дизайнерскому решению – заходящим на крышу бумерангам задних фонарей. А передок создатели попытались оживить с помощью игривых фар в стиле Микры, хотя некоторые могут найти их излишне игрушечными. Но, в любом случае, Note – автомобильчик цельный и симпатичный, хотя взглядов он к себе притягивает немногим меньше, чем Roomster.
Внутри наши компактвэны схожи лишь одним – простором на задних сиденьях. Он здесь просто феноменальный! Даже не верится, что автомобили малого класса способны предоставить пассажирам столько простора и комфорта. Здесь предпочтительнее выглядит Nissan: благодаря более высоким спинкам сидений, меньшей площади остекления и чуть большему простору сидеть в Ноуте уютнее и комфортнее, пассажиры чувствуют себя здесь более защищенными. Зато у Румстера светлый салон, что создает соответствующее настроение.
Дизайн интерьера чешского автомобиля наводит скуку – все по-фольксвагеновски правильно, качественно и удобно, но без каких-либо оригинальных дизайнерских идей. Зато эргономика на высоте, а посадка – почти как в обычном легковом хэтчбеке. Упругие кресла с развитой боковой поддержкой отлично удерживают водителя в резких поворотах, а диапазон продольных регулировок позволит без труда устроиться за рулем даже людям высокого роста. Из-за дверных арок причудливой формы Skoda имеет чуть худшую обзорность. Также этому способствуют маленькие зеркала заднего вида, которые не идут ни в какое сравнение с большими «лопухами» у Nissan.
Японский автомобиль по обзорности предпочтительнее, да и габариты здесь чувствуются лучше. Характерная особенность интерьера – чуть выступающая, более «объемная», чем у Шкоды, центральная консоль. А посадка – в большей степени «автобусная». Тем, кто привык ездить на легковых автомобилях, будет непривычно, зато рослым людям явно комфортнее. Пластик в Ноут – проще, чем в Румстере, а некоторые детали, например крышка отсека для мелочей в верхней части центральной консоли, и вовсе выглядят дешево. Но в целом салон автомобиля производит приятное впечатление. Водительское кресло с неразвитой боковой поддержкой – мягче чешского, поэтому в нем чувствуешь себя более расслаблено.
Разгоняется Nissan Note резво, но для уверенного движения в городском потоке мотор приходится частенько крутить. На нажатие педали газа автомобиль реагирует плавно и степенно. А процесс переключения передач особого удовольствия не доставляет: четкость хода рычага – средненькая.
Мы предполагали, что Skoda с ее 86 л.с. против 110 л.с. у Nissan будет заметно уступать ему в динамике. К сожалению, из-за плохих погодных условий сделать точные замеры не удалось, но все-таки определенное впечатление об автомобилях сложилось. На удивление, при движении в штатных режимах разница между этими компактвэнами едва ощутима. Она проявляется лишь при разгоне в пол: 13 секунд против 10,7 с ускорения до 100 км/ч. А так… Мотор Roomster обеспечивает резвое ускорение, но для уверенного передвижения в городском потоке его приходится частенько подзадоривать.
Что в Skoda сразу бросается в глаза после Nissan – более легкие усилия на всех органах управления, начиная от педалей газа, тормоза и сцепления и заканчивая рычагом КПП и рулевым колесом. Но это вовсе не создает чувство «расхлябанности»: все хода этих органов четкие и выверенные. А орудовать рычагом коробки передач здесь намного приятнее, чем на Ниссане, но общее впечатление о переключении передач портит традиционная фольксвагеновская длинноходная педаль сцепления, которая требует определенной привычки и сноровки.
Замедляются две машины примерно одинаково, но на Note тормоза схватывают чуть раньше, на более ранней стадии нажатия на педаль, а вот управляются автомобили по-разному. Тут приятно удивила Skoda: не думали мы, что утилитарный автомобильчик может быть таким заводным! Руль – легче и “острее”, чем у Nissan (около 2,8 против 3-х оборотов), а крены для такого высокого кузова – мизерные. Сложно передать, с какой резвостью, удалью и азартом чешский компактвэн ввинчивается в очередной поворот! Может, все дело в «двойной» платформе?
Nissan тоже неплох, но гораздо спокойнее и, что сразу становится заметно после Skoda, гораздо больше кренится в поворотах. Руль здесь тяжелее и «длиннее», зато Note имеет меньший радиус разворота. А еще японский автомобиль дарит водителю и пассажирам больше ездового комфорта. Во-первых, благодаря более мягкой подвеске: Roomster порой сообщает своим седокам о тех неровностях, которые Note даже не замечает. А во-вторых, у японского автомобиля лучше обстоят дела с шумоизоляцией, хотя надоедливый звук двигателя хорошо слышен на обеих машинах.
Размеры баз у Шкоды и Ниссана схожие, но у «чеха» больше передний и задний свесы, что не могло не отразиться на объеме багажника: по размерам он заметно превосходит ниссановский. А по удобству погрузки/разгрузки поклажи – паритет.
Итак, какой из автомобилей более жизнеспособен на белорусском рынке – Roomster или Note?
Если исходить из потребительских качеств, то здесь нет ни победителей, ни проигравших. Просто кому-то по душе милая «нескладность» Шкоды, а кому-то – традиционная однообъемность Ниссана. Одни предпочитают комфорт и надежность управления, а другие больше ценят удовольствие от вождения. Как говорится, дело вкуса…
Но не менее важную роль в борьбе этих компактвэнов за место под солнцем играет цена. Так, Note с самым скромным двигателем 1,4 л и «механикой» стоит от 11.780 евро, а с мотором 1,6 л – от 14.120 евро. Для Roomster предусмотрен и более слабый двигатель объемом 1,2 л, который делает автомобиль доступнее – от 9.950 евро. Roomster 1.4 стоит на тысячу евро дороже. Еще тысяча евро – и можно приобрести автомобиль с 1,6-литровым мотором. Чехи дают гарантию два года без ограничения пробега, а японцы – три года или 100.000 км пробега.
Жесткая конкуренция? Нет – лишь борьба за выживание. В каменных джунглях свои законы…
Денис КУЗНЕЦОВ |